Знай свои права. Что можно и нельзя делать в магазине?

Каждый из нас хотя бы раз в неделю посещает супермаркет или продуктовый магазин у дома. Большинство из нас совершает покупки практически автоматически. Однако обыденная на первый взгляд процедура имеет ряд правил. Со многими из них покупатели не знакомы, чем и пользуются продавцы.

Знай свои права. Что можно и нельзя делать в магазине? | Фото: Pixabay / Victoria_Borodinova

Фото: Pixabay / Victoria_Borodinova

Зачем оставлять вещи в камере?

До сих пор даже в крупных гипермаркетах охранники просят покупателей оставить сумки и пакеты в камерах хранения. Делается это вовсе не для удобства посетителя (хотя, маркетологи и ссылаются на то, что свободные руки увеличивают вероятность покупки), а для того, чтобы посетитель ничего не прикарманил. Оставлять ручную кладь или взять с собой в торговый зал – решает исключительно сам покупатель. Магазин не вправе отказать ему в посещении с сумкой в руках. Если это произошло – звоните в Роспотребнадзор.

Если же вы решили воспользоваться камерой хранения, то администрация магазина предупреждает вас, что не несет ответственности за сохранность вещей. Хотя это не так. Согласно п. 2 ст. 887 Гражданского кодекса, ключ с ;номером возможно считать договором.

Покажите сумочку

Еще несколько лет назад в супермаркетах можно было встретить объявления о том, что в торговый зал с сумками не пускают. Сейчас такие противоречащие законодательству надписи уже не встретишь. Но до сих пор случаются вопиющие истории. Например, покупателей с пакетами предупреждают, что на выходе их досмотрит охрана во избежание кражи. Естественно, это противозаконно. Вы не обязаны открывать сумки и опустошать карманы по требованию администрации магазина, даже если им показалось, что вы вор. Все конфликтные ситуации должны решать сотрудники правоохранительных органов. Охрана обязана вызвать полицию, написать заявление и уже тогда стражи порядка проводят процедуру досмотра. К слову, гражданин также имеет право написать встречное заявление о клевете. Если оно дойдет до суда, можно получить и моральную компенсацию.

Снимать - запрещено

До сих пор продавцы выступают против фотографий, сделанных внутри торгового зала. Многие ссылаются на внутренние стандарты работы и даже коммерческую тайну. Хотя последняя формулировка означает наличие ценной информации, к которой есть доступ только у ограниченного числа людей. И это точно не магазин, вход в который свободный, и всех желающих приглашают заключить договор купли-продажи. Фотографировать в магазине можно - пункт 2 статьи 7 ФЗ №149 регламентирует использование всеми гражданами общедоступной информации на их усмотрение. Кроме того, «искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» вам разрешает и п. 4, ст. 29 Конституции РФ.

Но есть один интересный нюанс. Дело в том, что администрация магазина может заподозрить вас в коммерческом шпионаже во время фотографирования ценников и вызвать полицию. При этом досматривать вас и заставлять удалять снимки у них прав нет.

Не донес до кассы...

Иногда особо голодные покупатели не могут донести до кассы пачку с печеньем, банан или творожок, поэтому начинает есть продукты в торговом зале. Подобное поведение – предмет множества споров: можно так делать или нельзя? По закону, до внесения денег в кассу все продукты находятся в собственности магазина. Даже если покупатель планирует заплатить за надкушенный товар, то такой поступок можно считать противозаконным. Он вполне может вызвать недовольство сотрудников торговой точки.

Бем более бывают случаи, когда посетители супермаркетов съедают продукт и уходят не оплатив его.

Кстати, если вы повредили товар, случайно задев его на полке, то автоматически оплачивать его вы не обязаны. Неправильная расстановка продуктов или мокрый пол – это вина администрации. Однако если банка буквально выскользнула из ваших рук, то это уже другой разговор. В таких случаях покупателю придется заплатить стоимость товара.

Как вернуть?

Закон «О защите прав потребителей» четко определяет, когда покупатель может обменять товар, а когда – нет.

Пахнущее мясо, сырок с плесенью - все это указывает на неправильное хранение продукта, нарушение герметичности или истекший срок годности. Такой продукт является товаром ненадлежащего качества и его обязаны принять обратно в магазин. Покупателю же – возместить всю стоимость или предоставить качественную замену.

Однако закон защищает и продавца. Если пачка молока или палка колбасы целы, срок годности в норме и никаких предпосылок к тому, что он испорчен нет – то вернуть его просто так не удастся.

#супермаркеты #магазины #права #правила #покупатели

Комментарии