Знаменосец возвращается

В Доме архитектора состоялось представление только что вышедшего из типографии «Реставрационного ежегодника-2014». Среди его материалов – рассказ о недавней сенсационной находке.

Знаменосец возвращается | РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

По традиции, открывает ежегодник «Аллея славы петербургских реставраторов», в которой рассказывается о работах Натальи Ильинской, Александра Кедринского, Ирины Воиновой, Нины Шаловой, Рафаэля Даянова, Николая Михайлова.

В библиотечном разделе книги опубликованы материалы о 300-летии библиотеки Академии наук и 80-летии Лаборатории реставрации и консервации документов архива РАН.

Основная часть ежегодника представляет работы реставраторов, выполненные в 2014 году. По просьбе нашей газеты, его главный редактор Софья Гонобоблева выделила два самых интересных, на ее взгляд, материала.

Первый посвящен воссозданию архитектурной керамики Ново-Иерусалимского монастыря. Эту работу вел коллектив петербургских мастеров во главе с Александром Олейником, единственным специалистом, который владеет старинными технологиями получения аутентичного цвета изразцов. Мерой служат не привычные граммы, а горсти – для глины, щепоти – для пигментов. По таким технологиям воссозданы керамические плитки в интерьере Воскресенского собора. Изразцы для печей в монастырской трапезной воссозданы с помощью небольших фрагментов, найденных в земле перед началом реставрационных работ.

Второй материал связан с находкой лета 2014 года в ходе противоаварийных работ в Центральном (прежнее название – Главный) павильоне ВДНХ. За щитами был обнаружен горельеф, созданный в 1953 году Евгением Вучетичем, известным советским скульптором, автором воинских мемориалов в Волгограде и Берлине.

Гипсовый горельеф шириной 20 метров, изображающий более 100 фигур, носит длинное название: «Знаменосцу мира – советскому народу – слава». Среди моделей нет легко узнаваемых политических деятелей. Вучетичу позировали рядовые граждане. На сегодня известно только одно имя: справа от зрителя в первом ряду изображен узбекский хлопкороб Назарали Ниязов с веткой хлопчатника в руке. Горельеф сильно пострадал от времени и небрежения, хотя некоторые отделившиеся фрагменты спасли работники ВДНХ.

Петербургское предприятие «Фотограмметрия» провело обмеры и сканирование, которые позволили создать точную и подробную 3D-модель произведения. Теперь к работе приступают реставраторы, Центральный павильон ВДНХ снова станет выставочным залом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5501) от 16.07.2015.


Комментарии