2Vtzqv4Hz9U

Знакомство «вприглядку». Как прошел Х Международный военно-морской салон

Петербуржцев, мечтавших полюбоваться кораблями, участвовавшими в МВМС-2021, ждало разочарование. Вход на причалы «Пассажирского порта Санкт-Петербург» («Морской фасад»), где красовалась эта грозная мощь, для них был закрыт: пандемия. Со стороны города видны были только «макушки» палубных надстроек, да и то не всех, а самых высоких, украшенных флажками. Василеостровцам, живущим поблизости, пришлось довольствоваться этим фрагментом «салонной» картины. Так, может, столь масштабное мероприятие вообще проводить нынче не стоило? Нет, настойчиво повторяли его организаторы: показать достижения судостроителей, работающих в интересах обороны страны, и экспортный потенциал этой отрасли имело смысл, несмотря ни на что.

Знакомство «вприглядку». Как прошел Х Международный военно-морской салон | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В работе МВМС-2021, проходившего 23 – 27 июня, принимали участие специалисты из 285 российских предприятий и организаций, не считая представителей иностранных делегаций из 28 стран. Вот их-то в расчете на новые соглашения и контракты туда и приглашали. Да еще аккредитованных журналистов – при наличии свежего ПЦР-теста или справки, удостоверяющей факт прохождения курса противовирусной прививки.

Пройти на территорию порта, минуя помещение возле шлагбаумов, впрочем, не составляло труда. Во всяком случае у автора этих строк ни бейджика, ни антиковидных бумаг никто при входе не спросил. «Четвертый причал? Прямо, потом налево – и до конца», – пояснил охранник.

Следуя этим указаниям, нужно было «покорить» бесконечные, как показалось в жару, портовые пространства и попасть к шатру, ведущему на причалы. Там проверка была уже строгой: документы, рамочный детектор, «покажите, что внутри сумки».

Наконец, отряд журналистов, прождав без малого час сопровождающего, представителя оборонного ведомства, прорвался к кораблям. В тот день на причалы пустили только три небольшие такие группы, а через пару дней – еще столько же. Остальным попасть туда, видимо, не удалось...

У причальной стенки, ближней к шатру, нас встречала здоровенная рубка неатомной подлодки «Санкт-Петербург», головной субмарины проекта 677 «Лада», которая служит на Северном флоте больше десяти лет. Посетить ее нам, однако, не предложили.

Рядом причалила тихоокеанская «гостья», которую мы тоже оставили позади: черный борт дизель-электрической подлодки «Петропавловск-Камчатский» оказался для нас недоступным. Эту «Варшавянку», третье поколение проекта 636, как и соседнюю «Ладу», построили на петербургских верфях, и кое-какими сведениями о них мы располагали. Но увидеть, как там внутри, было все-таки интересно. Увы, не довелось.

А дальше пишущая и снимающая братия прошествовала мимо малых ракетных кораблей «Зеленый дол» и «Одинцово» разных проектов, делая на ходу снимки. Ознакомились таким же образом – вприглядку – с малым «десантником» на воздушной подушке под названием «Евгений Кочешников» (проект 12322 «Зубр»). Это быстроходный корабль с небольшой осадкой, который может высаживать десант где угодно, кинувшись с воды прямо на песчаный берег.

Моряки-офицеры, явно скучая без дела (это не Фестиваль ледоколов, где каждое судно осаждают люди всех возрастов, от пенсионера до малыша), общались на берегу у своих кораблей, выкрашенных в серый цвет с голубоватым оттенком. На фоне моря и неба такая маскировочная окраска, считается, заметна хуже всего.

Ладно, идем дальше. Мимо базового тральщика «Владимир Емельянов», четвертого корабля противоминной обороны новейшей серии «Александрит», приплывшего из Севастополя. Мимо десантного катера на воздушной каверне «Мичман Лермонтов», прописавшегося на Балтфлоте, и других военно-морских красавцев.

Вели нас, оказалось, к самому большому кораблю из тех, что прибыли на МВМС-2021. Громада-фрегат «Адмирал флота Касатонов», бросивший якорь у причала № 4, привлекал взоры благодаря своим великанским размерам: от носа до кормы – 135 метров, длиннее футбольного поля. В этой линейке «салонных» корабельных образцов он был одним из последних. Дальше тянулась юго-западная причальная стенка (пустая, если не считать одного «мирного» пассажирского теплохода), недалеко от которой высятся недостроенные «свечки» одного из новых жилых комплексов василеостровского намыва.

Около трапа, ведущего на палубу фрегата, стояли два офицера, оба в медицинских масках (как, впрочем, и прибывшие). Один отмечал на бумаге фамилии журналистов, а другой... вежливо забирал смартфоны и складывал их, делая свои пометки, в небольшой ящик. Для чего это понадобилось, пояснять не стали. Вопросы, касавшиеся корабля, на борт которого мы поднялись, тоже остались без ответа. На сей счет была, очевидно, жесткая служебная инструкция: военная тайна – и точка.

Между тем это первый фрегат проекта 22350, едва ли не самый большой из построенных в постсоветское время на российских верфях, превосходно вооруженный и многоцелевой, то есть способный выполнять любые боевые задачи в любом районе Мирового океана. Почти год назад на корабле был поднят Андреевский флаг, после чего, покинув «Северную верфь», он принял участие в Главном военно-морском параде-2020. А затем отправился в дальний поход.

Салон2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На верхней палубе корабля вся гавань «Морского фасада» как на ладони, а далеко внизу плещут о борт волны. Пожалуй, это самое яркое впечатление от посещения фрегата – никакой экскурсии тут тоже не последовало.

Да и на соседнем корабле, корвете «Гремящий», мало что удалось посмотреть. Не вдаваясь в пояснения («вот таблички у некоторых видов вооружения, там все указано»), хозяева провели гостей через верхние корабельные помещения в носовую часть – и обратно.

Правда, командир «Гремящего» Вадим Абрамов, небольшой комментарий все же дал. По его словам, на боевое дежурство корвет, построенный на петербургской «Северной верфи», заступил в декабре прошлого года. На испытаниях он показал себя превосходно: даже угодив в сильнейший шторм, проявил свои неплохие мореходные качества. Хотя корабль новый, с иголочки, перед МВМС матросы надраили его до блеска.

«Главная отличительная особенность этого корвета – наличие новейшего ракетного оружия: универсальных пусковых установок, предназначенных для нанесения ударов по надводным целям и стратегическим объектам противника», – сказал командир экипажа.

В ближайшее время этот головной корвет проекта 20385, ставший вместе с фрегатом подлинным украшением салона, отправится во Владивосток, к месту постоянной службы. Всего же у причалов «Морского фасада» разместились 14 боевых кораблей, включая подлодки и суда специального назначения вроде морского буксира, а также три пограничных сторожевых и два-три патрульных катера.

Такие данные прозвучали не во время ознакомительного похода к «Морскому фасаду», а в «Экспофоруме», на другой площадке МВМС-2021.

В прежние годы это мероприятие всегда проходило по одному адресу – под крышей «Ленэкспо» (экспозиция) и у Галерного фарватера (демонстрация кораблей). А нынешний, десятый по счету, международный салон из-за пандемии состоялся в разных концах Петербурга. Так что, побывав в одном месте, его участникам приходилось мчаться в другое. Но оно того стоило, посчитали в Минпромторге РФ, выступившем организатором салона.

Отечественное судостроение испытало двойной удар: санкции и ограничения, связанные с пандемией, отметил, выступая в Петербурге, директор морского департамента этого министерства Борис Кабаков. Но отрасль, по его мнению, не остановилась в развитии: в прошлом тяжелом году корабелы сдали заказчикам 115 кораблей и судов (на 23% больше, чем годом ранее), а темп прироста гражданской продукции составил 122,7%. При этом отраслевой портфель заказов, сформированный до 2035 года, включает сегодня 480 единиц флота и оценивается в 4,4 трлн рублей.

Выставочные экспонаты, представленные на площади 15 тыс. кв. метров, хорошо «иллюстрировали» высокие экспортные возможности корабелов России и конкурентоспособность отечественной оборонки, отметил в свою очередь представитель «Рособоронэкспорта» Вадим Старцев. На брифинге по случаю открытия МВМС-2021 он рассказал, какую технику компания представила иностранным партнерам в этом году. И добавил, что по числу соглашений с крупными поставщиками о совместном продвижении отечественной продукции на мировой рынок нынешний салон вряд ли уступит предшествующим.



#корабли #порт #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6953) от 28.06.2021 под заголовком «Знакомство «вприглядку»».


Комментарии