«ЗИС-8» героический: автобусное движение возобновилось в Ленинграде 1 августа 1945 года
Дата не самая известная: восемьдесят лет назад возобновилось автобусное движение в Ленинграде. А ведь это событие стало еще одним свидетельством Великой Победы над врагом, возвращения Ленинграда к мирной жизни! На линию вышли к тому же автобусы-фронтовики — те самые, что перевозили горожан по ледовой Дороге жизни и для самых различных целей использовались на фронте.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Почти четыре военных года регулярного автобусного движения в Ленинграде не было. Автобусы, реквизированные для специальных нужд, перевозили раненых, военных, эвакуируемых детей. Часть машин была отправлена на фронт.
В первую блокадную зиму оставшиеся в Ленинграде автобусы использовали для эвакуации жителей по Ладожскому озеру. Причем сиденья внутри салонов были сняты, чтобы на обратной дороге, из Кобоны в Осиновец, машины можно было нагрузить продуктами, в которых так нуждался осажденный город. Движение автобусов самоотверженно обеспечивали водители, ремонтники, диспетчеры. Так что транспортники наряду с другими жителями страны в полной мере ковали Великую Победу…
После окончания войны Ленинграду были возвращены 116 машин, привлеченных ранее на фронт. Технику принял автобусный парк № 1. Началась работа по восстановлению движения: приводились в порядок станции, устанавливалась диспетчерская связь с автовокзалами и конечными пунктами. Все это делалось в кратчайшие сроки, и 1 августа на улицы города вышли первые двадцать машин. «Снова идут автобусы, — сообщала 2 августа 1945‑го одна из ленинградских газет. — После четырехлетнего перерыва в Ленинграде возобновилось автобусное движение. Это те самые машины, которые зимой 1942 года под обстрелами и бомбежками доставляли грузы блокадному Ленинграду. Они тщательно отремонтированы и выглядят как новые».
Поначалу действовал только один маршрут — № 1, от площади Растрелли до Центрального парка культуры и отдыха им. Кирова. Через две недели открылся второй маршрут — от Финляндского вокзала до Кировского завода. А 1 сентября автобусы начали перевозить пассажиров от площади Искусств до «Электросилы».
Точно такой автобус, какой вышел на ленинградские улицы в 1945 году, можно сегодня увидеть в экспозиции Центра истории автотранспорта, собранной сотрудниками «Пассажиравтотранса». Это «ЗИС-8» — городской автобус, выпускавшийся с 1934-го по 1936 год различными предприятиями на адаптированном шасси грузовика-«трехтонки» «ЗИС-11».

ФОТО Марии ШЕРИХ
Изготавливали «ЗИС-8» на Московском автомобильном заводе имени Сталина, а также на других предприятиях по всему Советскому Союзу, в частности, в Ленинграде на Вагоноремонтном заводе. Кузов был деревянный, обитый жестью, а поскольку срок его службы был недолог, их выпускали не только для новых автобусов, но и как «запчасти». При этом автобусные кузова локального производства могли отличаться от «стандартного» московского варианта.
— Такие автобусы были универсальны: их использовали и на городских маршрутах, и в армии, и в учреждениях, — рассказал сотрудник Центра истории автотранспорта Артем Елфимов. — Как и подавляющее число автобусов тех лет, он не предоставлял каких‑то особенных удобств пассажирам: не было ни отопления, ни полноценных уплотнителей дверей и окон. Рессоры — жесткие, на ухабах и булыжной мостовой машину ощутимо потряхивало.
Вот он, «ЗИС-8», перед нами: небольшой, рассчитанный на 29 человек. Мест для сидения — почти в два раза меньше. Вряд ли достаточно для большого города, но для тех лет это было вполне приемлемо. Да и главным транспортным средством в Ленинграде в то время все‑таки был трамвай.
Мы заглянули внутрь автобуса: скромно, даже по‑спартански, но довольно уютно. Наверное, благодаря мягким диванчикам…

ФОТО Марии ШЕРИХ
— Передняя дверь открывалась только изнутри, это делал шофер с помощью специальной ручки. Заднюю дверь открывал кондуктор. Соответственно, было строгое правило: вход только с задней площадки, выход — с передней. Получалось, что кондуктор запускал пассажиров, а шофер их выпускал. Так что проехать без билета никак было нельзя, — пояснил Елфимов.
Кстати, именно на таком автобусе передвигались главные герои знаменитого фильма «Место встречи изменить нельзя». Максимальная скорость «ЗИС-8» составляла 60 километров в час, так что для гонок за преступниками он не очень годился. Отсюда и знаменитая фраза шофера, буквально умолявшего Жеглова: «Стреляй, Глеб Егорыч! Уйдут, проклятые!»…
Что же касается «ЗИС-8», представленного в Центре истории автотранспорта, то он был собран, как говорится, «с миру по нитке». Раму нашли в Петергофе, на ней был размещен строительный вагончик. Капот, облицовка радиатора и моторный щит были обнаружены на местах боев Великой Отечественной войны в Новгородской, Брянской и Смоленской областях. Так что музейный «ЗИС-8» можно с полным правом назвать фронтовиком.
— А мотор был получен с хранения, благодаря чему этот автобус сегодня без проблем передвигается своим ходом, — не без гордости отметил Елфимов. — Окончательная сборка машины заняла около года и была закончена в 2019‑м. Теперь она участвует в транспортных парадах и фестивалях.
А что до развития пассажирского движения в Ленинграде, то в апреле 1946 года появился еще один автобусный маршрут, № 4. Он связал Московский вокзал и завод «Большевик». Постепенно маршрутная сеть увеличивалась. В 1950 году количество ленинградских автобусов достигло 430, а протяженность 37 маршрутов превысила 500 километров.
Читайте также:
Автобусные перемены: на части транспортной сети города произошли существенные изменения
Перевозчики ждут новоселья. Развитие городской транспортной системы «набирает обороты»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (7961) от 01.08.2025 под заголовком ««ЗИС-8» героический».





Комментарии