Журналисты «СПб ведомостей» провели день в последней квартире Пушкина на набережной реки Мойки
6 июня — день рождения Пушкина, никогда не покидавшего Россию и принадлежащего всему миру. Нерукотворный памятник поэту — современный русский язык, на котором говорят миллионы людей. Рукотворных памятников много, самый главный — дом на набережной реки Мойки, 12, где находятся последняя квартира поэта и Всероссийский музей А. С. Пушкина. Незадолго до юбилейной даты мы провели день в этом знаменитом здании.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Близ Конюшенного моста
Это был обычный рабочий день музея. Утром широко открылись резные деревянные ворота бывшего дома княгини Софьи Волконской. «Нанял я, Пушкин… весь от одних ворот до других нижний этаж из одиннадцати комнат состоящий со службами», — указывал поэт осенью 1836 года в договоре аренды жилья, как сейчас принято говорить. В письме Сергею Пушкину заботливо отметил: «Дорогой отец, прежде всего — вот мой адрес: на Мойке близ Конюшенного мосту в доме кн. Волконской».
Пока первые экскурсанты рассматривали вводную экспозицию об истории дома и музея, выбирали, как им знакомиться с последней квартирой поэта — слушать живой рассказ или воспользоваться услугами аудиогида (абсолютное большинство выбирали первый вариант), мы поднялись на второй этаж, где расположена постоянная литературная экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество».
Там Галина Михайловна Седова, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина, вела беседу с молодыми студентами-практикантами из петербургских вузов. Она говорила о том, что с точки зрения дворянского и высшего чиновного сословия первой половины XIX века, которое считало себя опорой государства Российского, Пушкин был личностью подозрительной. Бывший ссыльный, который с симпатией относился к декабристам; сочинитель модных стихов, барышни записывали их в свои домашние альбомы; автор трагедии «Борис Годунов», которую читающая публика не поняла, а критики советовали Пушкину переделать ее в исторический роман в духе Вальтера Скотта. Да еще зачем‑то интересовался историей пугачевского бунта. Непонимание стало одной из причин, приведших поэта к трагической дуэли на Черной речке.
Седова показала студентам редкий рисунок «Пушкин с женой» советского художника Николая Ульянова из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина. Поэт в домашней обстановке на минуту отвлекся от рукописи и любуется своей Мадонной. Это был эскиз 1935 года к известной картине «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце». Полотно было создано в 1937 году по всем законам социалистического реализма. Нет в картине и следа теплоты рисунка. Изображены как будто посторонние друг другу люди, случайно отразившиеся в огромном зеркале.
Проходя по литературной экспозиции, невозможно хотя бы на несколько секунд не остановиться у портрета Пушкина кисти Василия Тропинина, созданного в 1827 году. Это один из шедевров художественного собрания музея. Современники считали «сходство портрета с оригиналом поразительным». Рядом находится «Нащокинский домик» — миниатюрная копия дома Павла Нащокина, где в мельчайших деталях воспроизведены интерьеры дома ближайшего друга Пушкина. В 1831 году поэт пишет жене, что домик отделывается, и обращает особое внимание на фортепиано: «Играть можно будет пауку». Тем не менее супруга Нащокина, Вера Александровна, с помощью вязальных спиц играла на нем несложные музыкальные пьесы. По свидетельствам современников, рояль на семь с половиной октав был изготовлен на московской фабрике «Фишер» и обошелся Нащокину в полторы тысячи рублей. Деньги по тем временам огромные. В 1836 году Пушкин снова пишет жене об этой игрушке: «Домик Нащокина доведен до совершенства — недостает только живых человечков».
Старости нечего бояться
Возвращаемся в квартиру поэта. Первые группы — туристы из Новосибирска и Челябинска, а также петербургские школьники. Несколько человек прилетели из Хакасии, поселились в гостинице рядом с Мойкой, 12. И начали знакомство с Петербургом с пушкинского мемориала. Экскурсия по квартире — это маршрут, отработанный годами, своеобразная городская традиция. Она начинается на лестнице, где на запертой двери, ведущй в чулан, помещены копии бюллетеней Василия Жуковского о состоянии раненного на дуэли Пушкина. 28 января 1837 года: «Первая половина ночи беспокойна; последняя лучше. Новых угрожающих припадков нет; но также нет, и еще и быть не может, облегчения». 29 января: «Больной находится в весьма опасном положении».
Затем экскурсанты поднимаются по лестнице в переднюю, или сени. В 1836 году через них был самый короткий путь в кабинет, где Пушкин, будучи редактором журнала «Современник», принимал посетителей. Дальше маршрут экскурсии такой: столовая, гостиная, комната Натальи Николаевны, детская… Останавливаемся в детской, чтобы из уст экскурсовода услышать известные слова Пушкина: «Мое семейство умножается, растет, ширится около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться». В детской находятся портреты всех четверых его детей — живописный портрет Натальи, младшей дочери, кисти Ивана Макарова, и акварельные остальных — Марии, Александра и Григория, созданные художником Томасом Райтом. Пушкин говорил, что его дворянскому роду 600 лет, а его имя известно всей России. Видя продолжение, защищая как свое имя, так и потомков, он и отправился на Черную речку.
В кабинете Пушкина, где поэт провел последние часы земной жизни, хочется помолчать. Там работают трагедия места и аура подлинников — диван, письменный стол, жилет со следами крови… Ровно через 90 лет после дуэли поэт Марк Тарловский напишет пронзительное стихотворение, в котором есть такие строчки о крови поэта: «И дымится талой тропкой // Из-под черного жилета». В 1973 году Юрий Любимов и Людмила Целиковская создадут поэтическое представление о Пушкине «Товарищ, верь». Стихотворение станет песней, которую исполняли Иван Дыховичный и Леонид Филатов.
В кабинете поэта всегда находятся живые цветы, обычно — две розы. Музейщики говорят, что эта традиция существует с конца 1940‑х годов, она поддерживается постоянными посетителями музея.
Экскурсия завершается в тех же сенях. Один раз в год, 10 февраля — в день памяти Пушкина, маршрут экскурсии меняется. И это тоже традиция.
Как рассказала Надежда Носова, хранитель музейных предметов, в этот день открывается дверь с лестницы в чулан. Посетители, как в 1837 году, проходят через него в буфетную и далее — в сени. Именно там петербуржцы прощались с Пушкиным. В скорбные дни студент Иван Тургенев уговорил камердинера срезать локон поэта. И хранил его всю жизнь. Поступок, по современным понятиям, легкомысленный. Но в наши дни кроме мемориального значения локон стал уникальным генетическим материалом.
Шекспир и локон
Выходим из квартиры, чтобы увидеть трудовые будни сотрудников Всероссийского музея А. С. Пушкина. Елена Старинкова, хранитель музейных предметов, показала нам чернильницу и локон Пушкина, которые будут представлены на юбилейных пушкинских выставках.
Чернильница с арапчонком изготовлена в 1830‑х годах и очень похожа на ту, что была подарена поэту Нащокиным как память об африканских предках и находится в кабинете Пушкина. Возможно, они изготовлены в одной мастерской. Разница — в деталях, в частности, в нащокинской чернильнице якорь имеет шток (стрежень в верхней части) и две «лапы». У той чернильницы, что хранится в фондах, нет штока и три «лапы».
С локоном еще интереснее. В 2016 году эксперты-криминалисты и музейщики решили исследовать диван из кабинета Пушкина на наличие на нем следов крови поэта. За образец была взята кровь с того самого черного жилета, который точно принадлежал Пушкину. Кровь на жилете и диване совпали. Тогда экспертам предложили исследовать два локона — один «тургеневский» и еще один — более светлый, который поступил в музей как пушкинский, но был «под вопросом». Бронзовая урночка с надписью на ней: «Память А. С. Пушкина» — еще не доказательство. Таковыми стали результаты исследования волосков под микроскопом, которое показало идентичность их структуры.
В научной библиотеке музея шла работа над подготовкой редких изданий для выставок. София Шаплова, хранитель редкой иностранной книги, показывает 14‑томное иллюстрированное собрание пьес Шекспира, изданное в 1806 году в Лондоне. Этот раритет был недавно приобретен Всероссийским музеем А. С. Пушкина и впервые будет показан публике. Кстати, в фонде редкой иностранной книги хранится восемнадцать разных изданий работ драматурга, выпущенных в 1797 – 1839 годах. В том числе два, входивших в личную библиотеку поэта. «Оригиналы», которые он читал, хранятся в Пушкинском Доме. В музее — точно такие же книги.
Многолюдно, если это определение уместно для помещения музейного хранилища, было в фонде скульптуры. Хранитель Татьяна Павлова общалась с коллегами из Музея Федора Достоевского — Натальей Ашимбаевой, директором музея, и Борисом Тихомировым, заместителем директора по научной работе. Речь шла об отборе экспонатов для совместной выставки о Пушкине и Достоевском. Хранитель показывала гостям посмертную маску Пушкина, созданную в 1915 году Надеждой Крандиевской, известным русским скульптором. На наш вопрос, как могла создаваться маска через много лет после смерти поэта, хранитель порекомендовала нам ознакомиться с текстом Елены Старинковой о масках Пушкина, который был опубликован в 2020 году в девятом номере альманаха «Пушкинский музеум». Мы видели это капитальное издание в научной библиотеке.
Если в нескольких словах, то в 1837 году посмертная маска была снята под наблюдением скульптора Самуила Гальберга. С нее тогда же было сделано несколько слепков для родных и близких друзей поэта. Позже на их основе разные скульпторы, в том числе Крандиевская, обращались к образу Пушкина, создавая самостоятельные произведения.
В отдельной комнате Арутюн Саядян, скульптор-реставратор, завершал «косметику» скульптурному портрету поэта Константина Батюшкова, старшего друга Пушкина. Этот мраморный бюст был создан в 1887 году скульптором Парменом Забелло. Он находился в собрании Анны Майковой, вдовы поэта Аполлона Майкова, которая передала работу Забелло в Публичную библиотеку. В 1938 году после Всесоюзной Пушкинской выставки бюст поступил в собрание музея.
Сейчас он уже украшает выставку «Философ резвый и пиит…», которая работает в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. В названии этого большого межмузейного проекта использована строка Пушкина о Батюшкове. Впервые выставка посвящена перекличкам судеб двух поэтов, их творчеству, русской литературе начала XIX века.
Сейчас не в моде рукописные книги отзывов, хотя они существуют во всех музеях, во Всероссийском музее А. С. Пушкина в том числе. Зато доброжелательными откликами и комментариями заполнен Интернет. Вот цитата из одного трогательного отзыва посетительницы последней квартиры Пушкина: «Сегодня в дом на Мойке, 12, люди приходят не для того, чтобы проститься с великим поэтом, а для того, чтобы снова и снова с ним встретиться».
Редакция благодарит сотрудников Всероссийского музея А. С. Пушкина — Ольгу Захарову, заместителя директора по хранению, и Елену Зырянову, заведующую отделом по связям с общественностью, за помощь в подготовке материала.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7678) от 06.06.2024 под заголовком «Гордое имя поэта».
Комментарии