Жизнь на обочинах

Все большее число петербуржцев стараются лишний раз не открывать окно – они почувствовали на себе шумное соседство оживленных автомобильных дорог. Некоторые горожане выходят на митинги, пытаясь добиться расселения. Несмотря на это, все новые жилые кварталы строят вплотную к магистралям, а новые трассы оказываются рядом с жильем.

Жизнь на обочинах | ФОТО Bacho/shutterstock.com

ФОТО Bacho/shutterstock.com

Когда Богатырский проспект под моим окном стал превращаться из грунтовой дороги в многополосную автотрассу, в дверь нашей квартиры ввалилась бригада строителей. Они притащили с собой дрель с огромным сверлом и этим буром проделали дырку в стене на улицу. Дыру заткнули поролоном – так называемым вентиляционным клапаном. Теперь эта дырка заменяет форточку. Если открыть нормальную форточку, становится шумно. А через дырку шум не проникает.

Позднее рабочие поменяли и окно, установив стеклопакет. Так выглядят сегодня «компенсирующие мероприятия», которые предпринимают, когда рядом с уже существующим жилым домом строят магистраль. Примерно то же самое делают и в обратном случае, когда рядом с уже существующей дорогой с интенсивным движением возводят жилье.

Стеклопакеты и воздушные клапаны установлены, например, в квартирах нового жилого комплекса, чьи окна выходят на улицы Шкапина и Розенштейна, рассказал корреспонденту «СПб ведомостей» руководитель аналитического центра компании-застройщика Петр Буслов. Он признает, что «месторасположение объекта характеризуется достаточно высоким уровнем шума».

Окна – самая уязвимая часть дома с точки зрения шумоизоляции, отмечает член экспертного совета при Государственной думе Борис Бутцев. Установка качественных стеклопакетов – главное условие соблюдения нормативов по шуму в квартирах, если рядом расположена трасса. Эксперт сетует, что это происходит не всегда: «При любом государственном финансировании немало денег распиливается и разбазаривается».

Директор по развитию одной из петербургских строительных компаний Надежда Калашникова, кстати, говорит, что, защищая квартиры от шума, желательно использовать пятикамерные стеклопакеты.

Богатырский, Шкапина и Розенштейна можно считать обычными городскими улицами со светофорами, и это нормально, что рядом с ними стоят дома. Гораздо хуже, когда жилье появляется у магистралей непрерывного движения. Например, Коломяжский путепровод построили менее чем в 30 метрах от пятиэтажки на Коломяжском проспекте, 1. Северный участок Западного скоростного диаметра прошел так близко к дому на Елагинском проспекте, 42, что жители выходили на митинг и пытались добиться расселения.

Показателем качества градостроительного планирования в Петербурге является тот факт, что жилье продолжают строить рядом с магистралями, а трассы – рядом с жильем. Интересно, не выйдут ли на митинги дольщики строящегося жилого дома на Приморском, 52? Строительная компания возводит его почти вплотную к путепроводу по Приморскому проспекту. Новоселы могут почувствовать себя обманутыми, если выяснится, что долго в таких условиях не протянуть.

А на Канонерском острове прямо посреди жилых дворов встают гигантские бетонные «ноги» центрального участка ЗСД – они даже выше домов. Мамы с колясками, гуляющие по этой стройке, в сравнении с пилонами кажутся крошечными. Не так давно наша газета рассказывала о планах по созданию здесь рекреационной зоны. Теперь они под большим вопросом. На повестке дня, скорее, может быть расселение тех жилых домов, что построены на острове...

Однако этот процесс не быстрый. Так, на Троицком поле в Невском районе – между улицами Рабфаковской, Запорожской, Грибакиных и Бабушкина – примерно на десятилетие растянулась эпопея с расселением жителей домов, попавших в санитарную зону другой скоростной магистрали – Кольцевой дороги. Когда квартиры находятся в собственности, быстро договориться со всеми не удается. Некоторые из соседей отказываются съезжать из-за отсутствия приемлемых альтернатив. При этом освободившиеся квартиры самовольно занимают люди, не уважающие права частной собственности, что ухудшает криминогенную обстановку в районе.

Как рассказал автору этой статьи руководитель проекта одной из строительных компаний Виктор Лебедев, по существующим правилам, жилые дома не должны находиться ближе 50 метров от магистралей. Когда рядом очень оживленная дорога, между ней и новостройкой стараются построить какое-нибудь нежилое здание. Например, это может быть паркинг. Так, именно многоэтажными гаражами отгородился от железной дороги жилой комплекс, который возводят на месте грузового двора Московского вокзала.

А директор инженерно-строительного института при Политехническом университете Николай Ватин сообщил нашей газете, что акустически неблагоприятные зоны в Петербурге есть по всему городу. В комитете по природопользованию имеется даже специальная шумовая карта. И парадоксально, но обычные городские улицы оказываются для жителей гораздо нередко шумнее, чем такие магистрали, как Кольцевая дорога или ЗСД. Ведь на них нет защитных экранов, поэтому квартиры ничто не защищает от рева моторов, кроме стекол. На окраинах, наверное, и можно было бы поставить такие экраны вдоль оживленных улиц. Но их совершенно невозможно представить на Невском проспекте. Летом еще могут погасить шум деревья, но много ли у нас зеленых бульваров?

И, по оценке Ватина, все последние годы ситуация с уровнем шума в Петербурге только ухудшается.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (5428) от 31.03.2015.


Комментарии