Жители Мурино борются против строительства общепита на бульваре Менделеева
Борьба жителей города Мурино против строительства на бульваре Менделеева точки общепита, который они называют «шаверматорием», уменьшающим и без того скромное озеленение, а инвестор – «ресторанным моллом», обрела все черты затяжного конфликта. И конца ему не видно.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Для тех, кто далек от географии Мурина, поясню. Город делится железной дорогой на две части – западную и восточную. Станция Девяткино совмещена с одноименной станцией метро, что и определило в начале XXI века взрывную застройку жильем западного Мурина на бывших землях племенного совхоза «Ручьи».
Теперь от метро в глубь многоэтажных кварталов, где проживают несколько десятков тысяч человек, ведет бульвар Менделеева. На нем установлен памятник великому ученому.
Между станцией метро и памятником расположены прямоугольные газоны. Точнее, были расположены, потому что два уже застроены десятками торговых точек под одной крышей. А еще четыре газона за ними как раз и стали предметом конфликта, который продолжается несколько лет.
Все родовые приметы противостояния налицо: суды, выигранные инвестором; установка забора; выход протестующих под стрелу строительного крана; сбор подписей; успокоительные заявления чиновников и депутатов; новое стояние «под кранами»; полузакрытый (надо же антиковидные нормы соблюдать) брифинг Артема Гудченко, руководителя компании-инвестора.
30 декабря 2020 года комитет градостроительной политики Ленинградской области утвердил изменения в правила землепользования и застройки Мурина – теперь строительство на газоне невозможно. Но закон не имеет обратной силы. Однако еще 25 декабря 2020 года Андрей Низовский, глава администрации Всеволожского муниципального района, издал постановление об отмене разрешения на строительство «ресторанного молла», которое действует по 31 декабря 2021 года. И в тот же день компания-инвестор подала иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области с требованием признать незаконным названное постановление. Предварительное судебное заседание назначено на 18 февраля. Заметим, что суд отказал истцу в обеспечительных мерах. Иными словами, постановление о запрете строительства продолжает действовать.
На упомянутом брифинге господин Гудченко заявил, что оценивает понесенные затраты в 120 млн рублей и вряд ли у муниципалов найдутся средства выкупить у него землю. Но он готов обменять свой участок на равноценный. Цитирую по агентствам: «Мы изначально понимали, что этот фуд-молл – токсичный объект; но решили в него зайти, потому видели в нем все риски на поверхности».
На днях Дмитрий Кузьмин, глава МО Муринское городское поселение, сообщил агентствам, что считает цифру 120 млн рублей завышенной. У муниципалов имеется участок для обмена в восточном Мурине, где планируется общественно-деловая застройка. Но проблема в том, что проект планировки этой территории будет подготовлен не ранее конца этого года. Поэтому сейчас невозможно предложить застройщику конкретную локацию с четко очерченными границами. По словам Кузьмина, от заключения предварительного соглашения Гудченко отказался.
В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Некрестьянов, юрист, который специализируется на вопросах недвижимости и инвестиций, отметил: «С моей точки зрения, стороны должны искать компромиссное решение по мене участка на другой, который соответствует по рыночной оценке существующему с учетом расположения и выданного разрешения на строительство. Если компромисс не будет найден, то мы будем еще долго свидетелями этого конфликта и его последствий».
Сейчас на бульваре Менделеева – затишье, газон припорошило снегом, ничего не выдает недавних баталий. Даже в середине рабочего дня в торговых точках в начале бульвара много народа. Что естественно для густонаселенного «спального» города. Факт того, что торговля востребована, признает на своей странице в социальных сетях Андрей Низовский.
И понятно, что если «ресторанный молл» построят, то пустовать он не будет. Призыв голосовать рублем «против общепита» дело заведомо проигрышное. Тому доказательство – давняя неудача бойкота в Петербурге торгового центра, который испортил вид Невского проспекта на углу с улицей Восстания. Как ни призывали градозащитники ничего там не покупать, общество потребления осталось глухим к этим словам.
С другой стороны, бульвару Менделеева действительно не хватает зелени. Согласно Толковому словарю Сергея Ожегова, «бульвар – широкая аллея посреди городской улицы». Аллея в том же словаре определяется как «дорога с рядами деревьев по обеим сторонам». В нашем случае деревья посажены на бульваре только в следующем квартале. Но и там, даже когда они подрастут, это будет очень скромное озеленение. Для сравнения: ширина Большого проспекта Васильевского острова – 85 метров, его бульвар объявлен объектом культурного наследия. Бульвар Менделеева уже примерно в два раза. Когда градостроители планировали многоэтажки Мурина, они либо не придали значения тому, что с озеленением будут большие проблемы, либо под давлением инвесторов погнались за максимальным выходом квадратных метров поближе к метро. Теперь аукнулось.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (6846) от 20.01.2021 под заголовком «Бульварный конфликт».
Комментарии