Житель Кушелевского квартала создал в новом районе «Общественные огороды»
Огромный жилой район к востоку от пересечения Кушелевской дороги и проспекта Маршала Блюхера в проектной документации именуется как «квартал 25-26 Полюстрово», местные жители (а их уже порядка 25 тысяч) называют его просто Кушелевкой. Среди них и Максим СТЕПАЧЕВ – десять лет назад он приехал в Петербург из Томска, чтобы получить высшее образование, поселился здесь, еще будучи студентом Политехнического университета. Планировал преподавать в альма-матер – отсюда до нее довольно близко, недаром в этом квартале живут немало преподавателей Политеха. Но жизнь внесла свои коррективы – сейчас Максим работает программистом в IT-компании и серьезно заинтересовался урбанизмом. Настолько, что решил применить свои знания на практике.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Максим, вам можно позавидовать – такие ухоженные дворы в новостройках, как здесь, мало где встретишь...
– Да, при строительстве были сохранены некоторые деревья, которые росли здесь прежде, и это сразу придало территории уютный, обжитой вид. А еще здесь были устроены земляные валы, которые «прячут» припаркованные машины и визуально разделяют пространство на несколько частей.
– Это ноу-хау застройщика?
– Нет, такого рода архитектурное решение сейчас достаточно популярно. Кроме того, в других наших дворах насыпаны рукотворные холмы высотой несколько метров, тоже призванные оживить пейзаж. Изначально на них даже были саженцы, но они не прижились. В том числе и потому, что зимой с этих горок стали кататься на санках и ватрушках. Впрочем, подобные оригинальные решения были только в первой очереди района, со временем застройщик свел благоустройство к минимуму.
– Тем самым оставив вам свободу для творчества?
– В определенном смысле – да. Тем более что активных жителей здесь много. В группе нашего квартала в соцсетях – 15 тысяч подписчиков, внутри нее есть чат, с помощью которого мы координируем действия. Например, озеленение территории возле наших домов.
– Самодеятельность?
– Нет, все абсолютно законно. Мы прекрасно понимаем, что для каждой территории нужны свои разрешения. Если мы хотим озеленить внутридворовое пространство, то просим разрешения управляющей компании, другие участки – обращаемся в районную администрацию. Само собой, надо подготовить проект того, что мы собираемся делать.
– Вам идут навстречу?
– Как правило, да. Например, в прошлом году мы задумали создать на пустующей территории аллею. В проекте приняли участие студенты – будущие архитекторы составили концепцию. Были специально выбраны кусты, которые цветут на протяжении всего сезона, а также особо живучие. Правда, работы мы пока еще не довели до конца, поскольку застройщик должен там еще демонтировать временные опоры электроснабжения.
Но это не единственный наш проект в кварталах. Обычно все происходит следующим образом. Мы сообщаем в соцсетях, что у нас есть интерес к озеленению определенного участка, рассказываем, что хотели бы там сделать. Интересуемся у жителей дома: за они или против? Если все окажутся против, мы не будем этим заниматься. Но по опыту большинство людей, которые проявляют активность, высказываются за. Тогда мы получаем разрешение, собираем средства и покупаем в питомниках растения. Рассаду для подобных акций по уличному озеленению я, между прочим, выращиваю у себя дома. Не поверите: в прошлом году это было пять тысяч растений!
– Из программиста переквалифицировались в агрономы?
– Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Озеленение – мое увлечение, которым я занялся несколько лет назад, когда сюда переехал.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Из желания что-то улучшить?
– В том числе. Но речь не только про озеленение. К примеру, я построил модель всех наших дворов, рассчитал стихийные тропы, протоптанные жильцами, и пришел к выводу, что проектировщики при планировании пешеходных дорожек не предусмотрели все возможные варианты, которые сложатся по жизни. Мы готовы предложить свои коррективы, чтобы сделать район более комфортным и удобным.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Где-то мы продолжили работу, начатую проектировщиками, но затем брошенную. Например, в одном из дворов были сделаны квадратные клумбы, которые просто заросли травой. В прошлом году мы посадили в них многолетние декоративные злаки. Рядом обустроили «общественный огород»: положили на землю паллеты, на них поставили ящики с землей. А дальше жильцы уже творили каждый на свой вкус, исходя из собственного представления о прекрасном. Одним ближе ландшафтный дизайн, другим – овощные культуры. Даже помидоры выращивали...
МНЕНИЯ
Юлия ЗУБАРЕВА, инженер:
– Нравится активность и неравнодушие соседей. Мы вместе добились ремонта того участка Бестужевской улицы, что примыкает к нашему району. Он был в ужасном состоянии, но чиновники разводили руками: мол, ничего нельзя сделать, в перечень автомобильных дорог Петербурга не входит. В итоге мы, изучив документы, доказали, что это не так. После чего дорогу нам все-таки отремонтировали, и теперь район получил еще один въезд. Прежде, кроме как с Кушелевской дороги, к нам было не заехать.
А не хватает здесь того же, что и в других новых районах, – школ и детских садов. Поликлиники вообще нет. С общественным транспортом тоже беда. Станция метро «Лесная» рядом, а в час пик в поезда сесть просто невозможно: они уже от «Девяткино» идут переполненными.
Александр МАРКОВ, пенсионер:
– Я кораблестроитель из Северодвинска, трудовой стаж – пятьдесят лет. В Петербурге сын, дочка, пять внуков. Поскольку я заядлый дачник, появилось и здесь желание заниматься землей и посадками. Тем более что зеленых зон у нас очень не хватает: в пределах нашего района нет ни парка, ни сквера. И не предполагается!
За два года возле нашего дома я посадил 168 кустов и деревьев. Рябины, туи, каштаны, дубы, ели, черемуху, сирень, вишни, кизильник... Разумеется, сперва получил разрешение в управляющей компании. Помогали мне дочка и несколько жильцов нашего дома. Так что все в наших руках, требуются только желание и время.
Елена СЕМЕНОВА, предприниматель:
– У жителей нашего микрорайона нет прямого пешеходного выхода на проспект Маршала Блюхера, а он нам очень нужен. Его перекрывает воинская часть – здесь все понятно, у нас вопросов нет. Но существует клочок территории, оставшийся от Артиллерийского ремонтного завода, через который вполне можно было бы «пробить» проход. Мы обращались во все инстанции, но пока вопрос решить никак не удается. Чиновники отвечают, что установленный там забор принадлежит жильцам, он появился еще до передачи территории городу, когда она была в собственности Минобороны. Демонтировать его можно якобы только в том случае, если такое решение примет совет собственников дома. Вряд ли подобное случится, но мы не отчаиваемся и продолжаем действовать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (6907) от 20.04.2021 под заголовком «Кушелевский квартал».
Комментарии