Жертв могло быть больше. Воспоминания взрывотехников о теракте 2017 года

Пять лет назад — 3 апреля 2017 года — в Петербурге произошла трагедия. Около 14.30 в вагоне поезда метро, следовавшего по перегону между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт», террорист-смертник привел в действие взрывное устройство. Погибли 16 человек. Почти 90 обратились за медицинской помощью.

Жертв могло быть больше. Воспоминания взрывотехников о теракте 2017 года | Вчера. Станция метро «Технологический институт»... / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вчера. Станция метро «Технологический институт»... / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Не все уже помнят, что, если бы не профессиональная работа взрывотехников инженерно-технического отдела (ИТО) ОМОН «Бастион» Главного управления Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, жертв могло быть намного больше. Второе, более мощное, самодельное взрывное устройство с большим числом поражающих элементов было оставлено террористом на станции «Площадь Восстания». Его успели своевременно обнаружить и обезвредить.

Накануне годовщины трагедии наш корреспондент встретился с участниками тех событий.

Понедельник, 3 апреля 2017 года, для сотрудников ИТО ОМОН ничем не отличался от других. На суточное дежурство заступили две группы взрывотехников. Между вызовами одни сотрудники проводили время в спортзале, другие приводили в порядок конспекты и отчеты. Ближе к середине дня первая группа уехала по вызову в окрестности Кировска Ленинградской области. Ближе к полудню пришло сообщение, что в районе станции метро «Елизаровская» в привезенном грунте найдена граната Ф-1. На выезд отправилась вторая группа в составе сотрудников ИТО майора полиции Максима и двух старших лейтенантов — Артема и Павла.

Выполнив заявку и утилизировав гранату, взрывотехники возвращались на базу отряда, когда от дежурного пришло сообщение, что в вестибюле станции метро «Площадь Восстания» обнаружен «бесхоз» — оставленная без присмотра хозяина сумка. Дело, по тем временам, обычное — в те годы станции закрывали для пассажиров и по куда меньшим поводам. Но работа есть работа. Специальный микроавтобус взрывотехников развернулся и на полной скорости помчался к площади Восстания.

Довольно большая, абсолютно новая фирменная сумка стояла у стены напротив пересадочных эскалаторов с «Площади Восстания» на «Маяковскую», — вспоминает Павел. — В этом месте самый большой поток пассажиров, и в случае, если бы СВУ сработало, количество жертв исчислялось бы десятками. Но к нашему прибытию станция была пуста, а поезда проходили ее без остановки. Мы «кошкой» (крюк с четырьмя лапами на длинном тросе. — Прим. ред.) оттянули сумку от стены. Если на взрывном устройстве установлены датчики движения, то они в это время срабатывают на безопасном от тебя расстоянии. Кроме того, удобнее работать, когда есть подход к обследуемому предмету со всех сторон. Затем вскрыли с помощью специальных технических средств и сразу поняли, что это СВУ.

Было ли страшно в этот момент?

Если ты не испытываешь страха — пора к доктору, — говорит Павел. — Но ощущение опасности приходит, когда подходишь к неизвестному предмету. И тут все равно, что там окажется внут­ри. Разница лишь в том, придется работать после вскрытия или тревога окажется ложной. А когда видишь взрывное устройство, то успокаиваешься и начинаешь делать то, чему тебя учили.

Я вообще, пока вскрывали, больше думал о том, сколько придется писать объяснительных за то, что испортили фирменную сумку Louis Vuitton, — вспоминает Максим.

Когда только начинали работать, к взрывотехникам подбежал сотрудник метро и сообщил, что на одной из станций произошел взрыв. Было только непонятно — где? Подтверждение от дежурного по отряду пришло, когда сумку вскрыли. Объяснили ситуацию и доложили, что приступают к работе.

В этот момент мы поняли, что времени у нас не так много, — рассказывает Максим. — Когда планируют несколько взрывов, то промежуток между ними делают минимальным, чтобы не успели закрыть метро и эвакуировать пассажиров. Быстро решили, что будем делать, и бегом по эскалатору рванули к своему автобусу за нужным инструментом.

СВУ обезвредили, отстрелив исполнительный механизм с помощью гидроразрушителя. А затем приступили к разборке. В качест­ве корпуса устройства террористы использовали заполненный ­взрывчаткой пятикилограммовый огнетушитель, примотав к нему в два слоя скотчем шарики для усиления поражающего эффекта. Страшно подумать, что было бы, сработай это СВУ.

Я считаю, что нас всех в тот день хранили небеса, — говорит Павел. — Все сложилось удачно: в чем‑то просчитался террорист, сумку заметили вскоре после того, как ее оставили, мы быстро при­ехали.

Но на этом работа группы не закончилась. С «Площади Восстания» взрывотехников перебросили на «Технологический институт».

К моменту нашего приезда там уже работала другая группа, — вспоминает Максим. — Ребятам пришлось разделиться: двое ушли в тоннель к тому месту, где произошел взрыв, а двое остались на платформе. Раненых уже эвакуировали. На платформе остались только спасатели из ПСС, медики и эксперты Следственного комитета. В первую очередь нужно было проверить, нет ли других взрывных устройств и не осталось ли на месте взрывоопасных предметов. И мы начали свою работу в искореженном вагоне.

При этом взрывотехникам приходилось доставать из вагона тела погибших. Но самое тяжелое, по словам саперов, было не это.

На полу в вагоне валялось штук двадцать мобильных телефонов, — вспоминает Павел. — В городе уже прошла информация о взрыве, и люди начали звонить, чтобы узнать судьбу близких. Ты видишь, что на экране высвечивается «мама», «жена» и так далее. И не можешь ответить, потому что не знаешь — кому принадлежит телефон. Погиб ли его владелец, ранен или просто выронил в момент взрыва и не подобрал. Это было непереносимо. В итоге мы ­собрали их в один пакет и унесли в другой конец станции.

Работа у взрывотехников закончилась только к трем часам ночи. Они сделали все, что от них зависело.

Указом президента России Максим награжден орденом Мужест­ва, двоим его коллегам вручили медали «За отвагу».

#теракт #взрыв #метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7142) от 04.04.2022 под заголовком «Жертв могло быть больше…».


Комментарии