Жемчужина на берегу. Как преобразилась Свято-Троицкая церковь в Петербурге
Этим летом завершилось возрождение, пожалуй, главной архитектурной ценности правобережья – Свято-Троицкой церкви, некогда входившей в состав киновии Александро-Невской лавры. «Санкт-Петербургские ведомости» следили за ее судьбой больше десяти лет: впервые автор этих строк оказался здесь тогда, когда облупившийся куб здания вряд ли кто назвал бы храмом...
ФОТО АВТОРА
Киновии (ударение на второй слог) лет почти столько же, сколько Петербургу. В 1714 году Петр I пожаловал земли на правом берегу Невы Александро-Невскому монастырю. Площадь описывалась так: «141 1/6 десятины». Сперва здесь просто держали скот и разводили огороды, а позднее стали появляться здания. Первая постройка – деревянная Всесвятская церковь – была освящена в январе 1821 года. Через полтора года появились еще три небольших здания с кельями для престарелых и немощных священнослужителей.
Доживший до советских времен комплекс, включающий в себя двухэтажные корпуса по обе стороны от места первой Всесвятской церкви, был построен к концу 1840-х годов. Северный корпус получил название Митрополичьего – в нем расположились покои петербургских архиереев и церковь во имя Архистратига Михаила. Тогда же, в 1848 году, неподалеку начались захоронения; кладбище назвали Киновиевским (или Киновеевским).
Появлением главного храма правобережного монастыря лавра обязана купцу 1-й гильдии Федору Набилкову, который завещал средства на его строительство. «Ради этого в 1850-х годах деревянную церковь Всех Святых перенесли на новое место – по соседству. Спустя двенадцать лет после этого, 28 июля 1868 года, освятили пятиглавый Свято-Троицкий храм в «русском стиле» (арх. Григорий Карпов). Он имел редкое освящение придела – во имя всех явленных и чудотворных икон Богородицы», – рассказывал газете член комиссии Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам Александр Берташ. Свято-Троицкий храм стал украшением побережья, современники отмечали его величественный вид и роскошную внутреннюю отделку.
После революции «реквизированные» советским государством постройки стали ветшать. В 1931 году закрыли Всесвятскую церковь. В 1937-м расстреляли священника Николая Петропавловского, разрушили колокольню – чтобы протянуть к Володарскому мосту набережную Правого Берега (ныне Октябрьскую). Тогда же уничтожили значительную часть захоронений. Но главное – Троицкий храм отдали под фабрику по пошиву военного обмундирования. За этим последовал откровенный вандализм в отношении красивого здания: его лишили пятиглавия, сбили лепнину, заложили окна, а все внутреннее пространство поделили на три этажа. Наконец, зимой 1942 года на дрова разобрали церковь Всех Святых (в последние годы своего существования постройка использовалась как общежитие Невхимзавода).
Впервые «Санкт-Петербургские ведомости» посетили бывшее лаврское подворье в феврале 2009 года. Экскурсию по храму проводили председатель попечительского совета Игорь Рашевский и священники Валерий Калинин и уже упомянутый выше Александр Берташ, который тут служил. Предприниматель Рашевский говорил о тогдашних трудностях. О том, что не удается выгнать с территории станцию техобслуживания. О том, как с трудом на ходят деньги на инженерные сети. По итогам того разговора в газете вышла публикация под заголовком «Лики святых под обоями». Дело в том, что в Митрополичьем корпусе, в том числе в домовом храме, сохранялись коммуналки.
В последующие годы попечительский совет всеми путями пытался привлечь внимание к киновии. Например, в 2012 году он провел благотворительный рок-концерт на стадионе «Петровский», чтобы собрать деньги на восстановление куполов. В нем приняли участие топовые группы, в том числе ДДТ, «Алиса» и «Ю-Питер». Правда, купола тогда так и не появились, а Игорь Рашевский объяснял, что совет столкнулся с новыми реалиями: основания башен оказались в аварийном состоянии, и на них нельзя было ставить тяжелые купола. Хотя собранных денег – около 10 млн рублей – вполне хватило бы на изготовление всех пяти сферических крыш, уверял председатель попечительского совета. В итоге средства перевели на счет Череменецкого монастыря (тогда Свято-Троицкая церковь была его подворьем), и они пошли на гидроизоляцию подвала и работы по подключению к электроэнергии.
А в 2015 году на многострадальную Свято-Троицкую церковь снизошла благодать «Газпрома». Созданный его сотрудниками Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (тогда он назывался Фондом содействия строительству культовых сооружений РПЦ) решил профинансировать полное восстановление внешнего облика храма. К делу подошли максимально серьезно. Пригласили известного в городе проектировщика-реставратора – ООО «АСМ групп» Алексея Михайлова. Он отвечал за архитектуру, реставрацию, живопись и иконостас.
Внешние работы по восстановлению здания завершились в 2017 году. Но затем еще два года шли внутри постройки. Финальный аккорд – разрешение на ввод в эксплуатацию от КГИОП – прозвучал нынешним летом.
Недавно мы побывали в храме. На этот раз экскурсию нам провел настоятель архиерейского подворья Свято-Троицкой церкви Александр Василенко (игумен Фома). Он рассказал, что обновленная киновия стала не только храмовым комплексом, но и «многофункциональным религиозным центром». В бывшем автосервисе, с которым долго боролся попечительский совет, теперь должны заработать воскресная школа, столовая-концеренц-зал, библиотека, церковная лавка. Недавно сюда даже привезли рояль.
Подвал – или подклет – теперь вовсе не некрополь, а музей. Правда, экспозиция пока небогатая, но пополняется. В алтаре сделали купель для взрослых. Внешне она выглядит как небольшой, но полноценный восьмигранный бассейн с краниками и лестницей. Рядом – крестильня для деток с пеленальным столиком.
Преобразилась и прилегающая территория. Если ранее она представляла собой небольшой сквер с высокими деревьями, то теперь почти полностью замощена, по бокам оборудованы детские площадки для разных возрастов. Рядом установили электронную звонницу, которой управляют с помощью пульта.
По надеждам Александра Василенко, на этом дело не закончится. Епархии бы хотелось расселить оба келейных корпуса, выходящих к набережной, и создать в них гостиницы для паломников. Таких гостиниц очень не хватает в Петербурге, знает игумен, а поток религиозно настроенных людей на берега Невы довольно велик.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6761) от 11.09.2020 под заголовком «Жемчужина на берегу».
Комментарии