Железный каркас города. Электрички станут повседневным транспортом в Петербурге

Компания «РЖД» и Смольный приступили к реализации первого этапа концепции развития железнодорожной инфраструктуры для пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Петербурге, что превратит электрички в повседневный вид общественного транспорта северной столицы. К 2025 - 2030 годам они свяжут различные части города, позволяя комфортно и быстро добираться из пункта «А» в пункт «Б». Напомним, на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение между ОАО «РЖД» и Смольным об инвестировании компанией 88 млрд рублей в развитие железнодорожной инфраструктуры нашего города.

Железный каркас города. Электрички станут повседневным транспортом в Петербурге | Фото: Pixabay / LuidmilaKot

Фото: Pixabay / LuidmilaKot

Вчера перед совещанием петербургского правительства градоначальник Александр Беглов и генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров скрепили подписями договор о реконструкции Цимбалинского путепровода - одного из шести, предусмотренных к реконструкции до 2024 года в рамках соглашения. Этот путепровод, соединяющий Невский и Фрунзенский районы, обновят за три года, вложив предварительно 4,5 млрд рублей, расходы поделят поровну город и железнодорожная компания.

Цимбалинский мост (бывший Фарфоровский) построен в 1910 году, его ремонтировали последний раз 37 лет назад, и сейчас переправа находится в неудовлетворительном состоянии. Как отметил градоначальник, мост станет суперсовременным, с четырьмя полосами для автомобилей вместо нынешних двух. В дальнейшем РЖД безвозмездно передаст мост городу. Глава «Российских железных дорог» подтвердил эту информацию. По его словам, Цимбалинский путепровод позволит увеличить объем пригородного движения. Кроме того, участок высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург также, предположительно, пройдет под Цимбалинским мостом. «Уверен, что железнодорожный транспорт сможет занять достойное место в новом транспортном каркасе Петербурга. Такой подход к транспортной инфраструктуре кардинально меняет облик современных мегаполисов, так как железная дорога становится одним из основных участников пассажирских и грузовых перевозок. Это позволит вывести грузовое движение из города и увеличит почти в два раза пассажиропоток», - добавил Олег Белозеров.

Первый этап концепции железнодорожного будущего Петербурга, разработанной при участии Института экономики и развития транспорта, детально обрисовал членам городского правительства заместитель генерального директора РЖД Олег Тони. При этом он подчеркнул, что у Смольного и компании сложился единый взгляд на развитие транспортной сферы города, на изменение ее логистики и перераспределение грузовых потоков. По словам Тони, к 2030 году в северной столице предполагается увеличить объемы перевозок грузов в 1,4 раза (среди них высока доля транзитных грузов в направлении к морским терминалам), пассажиропоток вырастет в 1,8 раза (особенно заметен будет рост на Витебском направлении). В Петербурге концепцией РЖД к 2030 году запланированы два новых транспортных маршрута. Первый пройдет от железнодорожной станции Белоостров Выборгского направления ОЖД вдоль северного побережья Финского залива с пересечением Московского, Витебского и Балтийского направлений. Здесь же предполагается строительство новой железнодорожной ветки через аэропорт «Пулково» с выходом на Балтийское направление и продление маршрута до станции Ораниенбаум.

Второй маршрут начнется от станции Токсово Приозерского направления с пересечением Московского, Витебского и Балтийского узлов и выходом на Сосновоборское направление, а далее - до станции Ораниенбаум.

Рядом с Петербургом построят два железнодорожных обхода - Северо-Восточный и Юго-Западный. Это, по словам Олега Тони, поможет создать железнодорожное полукольцо внутри города и облегчит доступ в удаленные районы, даст возможность вынести грузовой транспорт за пределы города и сократить интервал движения пригородных поездов в часы пик, наладить тактовое движение. Железная дорога должна соединить все пять линий петербургского метрополитена, что позволит горожанам с помощью общественного транспорта быстро добираться до необходимого пункта назначения. В дальнейшем город будет полностью закольцован, что окончательно упростит перемещение жителей северной столицы и ее гостей.

В соглашении закреплена также еще одна важная договоренность: наведение порядка на полосах отвода железной дороги и участках по обеим сторонам магистрали на Московском направлении и по пути в Выборг. Отдельное внимание уделят реконструкции железнодорожных вокзалов, платформ и остановочных пунктов, на чем настаивал глава Смольного Александр Беглов. Кроме того, начнется обновление подвижного состава на пригородных маршрутах.

В планах РЖД и строительство девяти транспортно-пересадочных узлов. Ближе станут Гатчина, Павловск, Тосно, Всеволожск, Зеленогорск, Красное Село, Выборг... Так, на направлениях до Гатчины, Павловска, Тосно будет организовано тактовое движение поездов. Фактически город получит наземную альтернативу метро. Главный вокзал будущей ВСМ разместится возле Московского вокзала, появится новый транспортно-пересадочный узел «Волковская», Витебский вокзал станет центром пригородного сообщения. РЖД разрабатывает также и концепции развития Московского, Витебского и Ладожского вокзалов. Благодаря реализации всех этих амбициозных планов будут разгружены основные железнодорожные станции и снизится нагрузка на городские дороги.

Олег Тони назвал проект очень капиталоемким, поэтому попросил правительство Петербурга рассмотреть возможность предоставления компании налоговых льгот: ведь РЖД выступает в этом проекте как крупный инвестор.

Глава города поблагодарил компанию за оперативно, с учетом интересов горожан разработанную концепцию развития железнодорожного сообщения северной столицы. «Наш совместный проект поднимет на новый уровень транспортную систему Петербурга. Этот проект очень нужен городу, иначе он бы просто остановился в развитии, была бы упущена историческая возможность для модернизации инфраструктуры. Крайне важно, что электрички станут составной частью транспортной системы города», - сказал Александр Беглов. Он также отметил необходимость сотрудничества для реализации задуманных инфраструктурных планов с Ленинградской областью.

Прямая речь

Наталья ЖУРАВЛЕВА, заведующая кафедрой «Экономика транспорта» Государственного университета путей сообщения (ГУПС), доктор экономических наук:

- Петербург крайне нуждается в дополнительных транспортных артериях, которые бы связали между собой периферийные районы города. Железнодорожное кольцо, концепция которого разрабатывается правительством города, поможет решить многие проблемы. Важно, что транспортное кольцо проектируется на основе железнодорожного транспорта, поскольку он имеет ряд очевидных преимуществ.

Во-первых, пассажиры доставляются из пункта «А» в пункт «Б» четко по расписанию, их прибытию не помешают пробки, которые часто возникают на автомобильных трассах. Во-вторых, время и стоимость проезда вполне сопоставимы с другими видами транспорта, при этом поездки по железной дороге, как правило, комфортнее. Кроме того, железнодорожный транспорт не оказывает нагрузку на экологию города, что в условиях мегаполиса особенно важно.

Железнодорожные связи между периферийными агломерациями обустроены во многих городах мира. Это стало одним из градостроительных принципов и путей организации пассажирских перевозок в мегаполисах. Петербург приступает к решению такой задачи, и это открывает хорошие перспективы для развития транспортной инфраструктуры города в будущем.


#РЖД #железные дороги #перевозки #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6516) от 03.09.2019 под заголовком «Железный каркас города».


Комментарии