«Зенит» с попкорном

Главным приятным сюрпризом нового футбольного сезона стал настоящий прорыв «Зенита» в плане посещаемости. Мало кто ждал, что огромный стадион «Санкт-Петербург» на Крестовском, вмещающий более 55 тысяч зрителей, будет близок к аншлагам, а число болельщиков после переезда мгновенно вырастет в два с половиной раза. И атмосфера на новой арене совсем иная, чем на «Петровском». Сегодня любители футбола могут убедиться в этом на питерском дерби («Динамо» — «Зенит»).

«Зенит» с попкорном | ФОТО Павла КАРАВАШКИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Павла КАРАВАШКИНА/ИНТЕРПРЕСС

Пять домашних матчей собрали 217 тысяч человек, примерно 43 тысячи за игру. В прошлом году в среднем было 18 тысяч. Да, вместимость разная, но даже средняя заполняемость новой арены не уступает старой (80 — 90%). И это при всех скандалах, протечках, недоделках и непростой логистике — долгой дороге, очередях на входе и пробках после матча. Чудеса, да и только!

— Добираться до стадиона долго, но это отчасти хорошо, — считает юный болельщик «Зенита» Максим. — Идешь два километра, людской поток растягивается, поэтому нет давки. А вот после игры сложнее: все «шаттлы» и метро переполнены. На самом стадионе есть такая проблема: если не успел в перерыве сразу встать в очередь, быстро купить что-нибудь поесть не получится. Очереди в туалет тоже огромные...

В общем, проблемы есть. К чести клуба, он их старается решать и зачастую решает — запускает бесплатные автобусы, ведет работу с болельщиками и так далее. Наверняка в будущем проблем станет меньше, особенно когда «Зенит» будет на стадионе полноправным хозяином. Но в любом случае минусы в плюсы превратить нелегко, а потому посещаемость растет не из-за этого.

Тогда из-за чего? Понятно, что на первых матчах велик был сам по себе интерес к новой арене, но его уже удовлетворили все кто хотел. Можно отметить и цены на билеты — они стали более демократичными, что как раз объясняется большей вместимостью (клуб все равно заработает гораздо больше за счет количества). Важна и посвежевшая игра команды, хотя не стал бы переоценивать этот фактор.

Но ключевая причина в том, что разительно изменилась сама обстановка на трибунах. Начать хотя бы с условий — под крышей люди не рискуют промокнуть и замерзнуть, всегда могут уйти в подтрибунные помещения и найти подходящие развлечения. Потому наконец-то и пошли на футбол солидные люди.

— Никаких торчащих проводов и текущих крыш мы не заметили, — рассказал после матча с «Ростовом» менеджер среднего звена одного из крупных банков Евгений Шевкопляс. — Крышу закрыли, было тепло и уютно. Отдельно стоит упомянуть кресла: я впервые видел на стадионе кресла с подлокотниками. В общем, новый стадион получился очень большим и комфортным. Местом, предназначенным скорее для семейного просмотра матчей, чем для активного боления ярых фанатов.

Вот-вот — именно для семейного просмотра. В этом и смысл всей зенитовской революции — на трибуны привлекли обычных семейных болельщиков, далеких от кричалок, баннеров и прочих фанатских атрибутов. Тех, кто обычно ходит в торгово-развлекательные центры или в кино, сидя там с попкорном. И ориентировался на них клуб совершенно сознательно, стремясь снизить роль активных фанатов.

На самом деле это возвращение к истокам и одновременно следование современным тенденциям. Именно такие обычные болельщики, которых фанаты немного презрительно зовут «кузьмичами», заполняли трибуны в советские времена. Активное фанатское движение начало набирать силу лишь в восьмидесятые годы прошлого века, а задавать тон стало в девяностые — именно тогда, когда посещаемость на российских стадионах резко упала. И клубы поначалу приветствовали фанатов, всячески поощряли их, радуясь шумной поддержке. Мол, наконец-то мы стали, как англичане — с петардами, кричалками и футбольными хулиганами.

Только вот в самой Англии и других европейских странах в это время уже шел обратный процесс — активных фанатов клубы задвигали на обочину, делая ставку на семейно-развлекательный просмотр. Причина понятна: семейные болельщики приносят деньги в клубную кассу, а фанаты нет.

«Зенит» был бы рад совершить такой же поворот еще десять лет назад, но мешали сильное фанатское движение и устаревший стадион. На «Петровский» мужчин-болельщиков с женами и детьми привлекать было некуда и нечем. «Вираж» занимал четверть арены, активные болельщики сидели и в других секторах. Находиться на трибунах и не кричать было практически невозможно, как невозможно было закрыть уши от бесконечного мата. Теперь же роль фанатов уменьшилась чисто математически — они составляют уже не 25% от общего числа болельщиков, а примерно десятую часть.

— Мой сын любит футбол, поэтому я стараюсь ходить с ним на стадион, — рассказал Шевкопляс. — На «Петровский», правда, выбирались редко — боялись футбольных хулиганов, хотя ничего страшнее матерных кричалок нам не встречалось. Как только закончилась стройка века, мы тут же захотели сходить на «Санкт-Петербург». Атмосфера, конечно, поразила: фан-сектор прыгает, орет, а остальные сидят и молча смотрят, как в театре. Все активные фанаты, похоже, уместились на «Вираже». Вокруг нас сидели очень тихие болельщики, среди которых было много женщин и детей. Они не поддерживали кричалки, не пели гимн и вообще вели себя крайне скромно.

Что ж, это именно тот «футбол с попкорном», типичный для современной Европы, к которому наконец-то пришел «Зенит». Некоторым болельщикам со стажем в той же Англии такое «неатмосферное» боление не нравится — дескать, не по-футбольному это, свою команду надо поддерживать на всю катушку. Однако на самом деле это здорово, ведь у людей появилась свобода выбора. Хочешь кричать — иди в фанатский сектор. Хочешь спокойно футбол посмотреть — сиди на обычных трибунах.

К тому же еще неизвестно, кто поддерживает команду больше. Российские фанаты уже давно стали «вещью в себе» — они озабочены в основном собственными кричалками, баннерами и разборками с другими группировками. Игру они смотрят далеко не всегда, а значит, и не могут на нее толком отреагировать. А вот «кузьмичи», в том числе и семейные, смотрят именно футбол и живее реагируют на игру. Именно они заставляют команду и клуб становиться лучше. Если игры не будет, а клуб забудет о хорошей работе с болельщиками, многие «кузьмичи» (хотя и не все) перестанут ходить на трибуны.

Однако не нужно путать их с третьей разновидностью футбольных болельщиков, презираемой всеми, — так называемыми глорами. То есть теми, кто гонится за славой и ходит на команду лишь тогда, когда она находится на вершине. На самом деле и такие болельщики футболу нужны и ничего особенно плохого в них нет. Но рассчитывать на них клуб, конечно, не может — никто не способен выигрывать всегда. Впрочем, на Крестовском наплыва «глоров» пока и не наблюдается, тем более что и оснований особых нет — «Зенит» в последнее время обилием титулов похвастать не может.

Выходит, все объясняется исключительно новым стадионом, а клуб тут как бы ни при чем? Конечно, это не так. Ведь далеко не всем новые современные арены помогают — например, ЦСКА и «Рубин» особой выгоды из них не извлекли. Успехов добились лишь «Спартак» и «Краснодар», но и то в гораздо меньшем масштабе. Безусловно, по работе с болельщиками «Зенит» сейчас лучший в России.

Петербург, получается, вновь задает традиции интеллигентного боления, как это уже давно происходит в хоккее, а недавно начало происходить и в теннисе. По крайней мере в спортивном плане наш город оправдывает неофициальное звание культурной столицы…

#футбол #"Зенит" #дерби

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.