Главная городская газета

Зеленоглазый агрегатор

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

В Петербурге узнали о технологичности городов

Четвертый международный форум пространственного развития прошел под девизом «iГород: новые смыслы - новые правила». Какие смыслы несет цифровое будущее в Петербург? Читать полностью

Набережную Черной речки благоустроят через два года

Чиновники планируют организовать здесь место для культурного отдыха. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью

На Комаровском мосту перекроют движение

Жителям города рекомендуют заранее планировать свой маршрут объезда, во избежании заторов на дороге. Как долго петербуржцам придется терпеть неудобства? Читать полностью

Петербург готовится ко дню ВМФ

Первые репетиции парада - ночные, отчего время разводки мостов удлиняется до шести утра. А днем можно заметить верные признаки приближения праздника - швартовые бочки на Неве. Читать полностью

На дорогах Петербурга стартовал второй этап ремонта

Большой праздник футбола закончился, и на дорогах города начинаются ремонтные будни. Разберемся в списке адресов, которые затронул второй этап масштабных работ. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 19 июля 2018

Сегодня в выпуске:
Светофоры и зебры...
Маузер артиллериста...
На Амуре спасли человека...
И другие новости. Читать полностью
Реклама
Зеленоглазый агрегатор  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Ленинграде таксомоторы было непросто поймать, но по цене они были доступны для большинства горожан. В современном Петербурге такси стали удовольствием недешевым, этой услугой пользуются для поездок на вокзал, в аэропорт или с небольшим багажом. В будни такси, как и любой наземный транспорт, проигрывает метро по скорости, поэтому даже самый отъявленный денди предпочтет битком набитый вагон подземки автомобилю с кондиционером. Потому что время – деньги. Однако теперь деньги конвертируют в минуты таксомоторы, предлагая клиентам поездку по каким-то неслыханным рекламным тарифам – за 50 рублей вместо 300, например. Так с чем же мы имеем дело?

Сегодня стали популярными сервисы, позволяющие вызывать такси с помощью мобильных приложений. Это очень просто и удобно: нужно лишь закачать себе приложение на устройство (смартфон, планшет, ноутбук или компьютер), ввести детали поездки и ждать водителя. Современные технологии позволяют не только заранее узнать стоимость поездки, но и отследить движение автомобиля по карте, выбрать желаемый способ оплаты, заказать дополнительные опции. В удобствах и опасностях такого способа передвижения по городу разбирался корреспондент «СПб ведомостей».

Прежде всего автор этих строк провела небольшой мониторинг рынка, обзвонив несколько крупных таксомоторных компаний Петербурга («Таксовичкоф», «Такси 6000000» и «Такси 7000000») с вопросом, за сколько они довезут от нашей редакции с улицы Марата, 25, до аэропорта «Пулково». Оказалось, что вечером в будний день такси готово домчать меня к самолету в среднем за 800 рублей.

Конечно, на метро и маршрутке было бы гораздо дешевле, но ведь все дело в комфорте. Кому-то это может показаться удивительным, но, как уверяют сами таксисты, с середины 2000-х годов стоимость поездки в такси по России если и не стала меньше, то уж точно не выросла. И это при нашей-то инфляции. У всех такси, с которыми я созвонилась, время подачи машины не превышало 15 минут. Для сравнения я воспользовалась сервисом заказа такси через Интернет: оказалось, что я доеду до «Пулково» за 690 рублей.

Конечно, низкая цена привлекательнее. Из чего же она складывается? Диспетчерская компания (их еще именуют агрегаторами) Uber берет 50 рублей за подачу машины, еще 7 рублей за каждый километр пути и плюс 7 рублей за каждую минуту поездки. То есть пятиминутная поездка, во время которой вы проехали 10 км, будет стоить 155 рублей. Если вы решили не ехать на такси и отменили заказ в течение пяти минут, система даже не возьмет с вас денег (в противном случае придется расстаться почти с сотней).

Кто-то здесь удивится: а как она вообще может их вытащить у меня из кошелька без моего ведома? Дело в том, что в этом приложении пассажир при создании своего аккаунта привязывает его к банковской карте. Таким образом, все расчеты происходят безналично. С одной стороны, это удобно: не придется, к примеру, в час ночи в Купчине пытаться разменять пятитысячную купюру. С другой – всегда присутствует человеческий фактор. «Ваши данные надежно защищены», – уверяют в компании. Однако ошибки могут случиться всегда, и вместо 800 рублей за поездку случайно может быть списано 8 тыс., просто потому что кто-то ввел лишний нуль.

Как бы то ни было, цены на поездки на агрегаторах – это не только Uber, но и «Яндекс.Такси», Gett, Wheely и другие – действительно доступнее по сравнению с традиционными сервисами такси. «Во многом это происходит из-за эффективности системы: у нас многие процессы переведены в онлайн и оптимизированы», – пояснили корреспонденту «СПб ведомостей» в одной из этих компаний.

Взять хотя бы процедуру заказа. В классическом таксопарке, как правило, заказ происходит по телефону. Подсчитано, что один звонок в колл-центр в России стоит в среднем от 8 до 12 рублей. Эта сумма закладывается в стоимость поездки, которую в итоге оплачивает пассажир. У агрегаторов этого нет. Кроме того, служба поддержки «мегадиспетчера» постоянно имеет обратную связь с пассажиром. Таким образом можно оперативно оставить отзыв или просмотреть детали поездки, а также известить оператора о том, что водитель хочет взять за поездку сумму, большую той, о которой договаривались заранее. «Если в отношения между водителем и пассажиром вовлечено меньше сторонних поставщиков услуги, процесс получается более эффективный», – считают в диспетчерской компании.

До 80% от суммы поездки перечисляется партнеру – водителю (индивидуальному предпринимателю) или таксопарку. Важно понимать, что между водителем и агрегатором заключено партнерское соглашение, а не трудовой договор. Участники рынка признают, что агрегаторы могут быть интересны небольшим игрокам, ведь для них доступ к обширной клиентской базе это хороший способ зайти на высококонкурентный рынок без дополнительных затрат на рекламу, которая обойдется в копеечку.

«Благодаря подобным приложениям мы ликвидировали как класс нелегальных перевозчиков», – говорит директор некоммерческого партнерства «Лига такси» Булат Каримов. С 2008 года, по его словам, в отрасли появился некий порядок, которого не было еще в середине 2000-х. С введением лицензий на таксомоторные перевозки и развитием технологий рынок действительно стал цивилизованным. «Теперь главное – не ликвидировать как класс легальных перевозчиков», – считает Каримов.

Он вспомнил события прошлого лета, когда водители такси по всему миру выступали против Uber. Они устроили настоящие забастовки в Париже и Нью-Йорке. «Легальные перевозчики обязательно должны иметь лицензию. А агрегаторы скидывают заказы в том числе тем перевозчикам, у кого такого разрешения нет», – поясняет эксперт.

К слову, по состоянию на 2 ноября 2015 года комитет по транспорту Петербурга выдал более 35,2 тыс. разрешений. Очевидно, что традиционная таксомоторная организация несет финансовую нагрузку, чтобы соответствовать требованиям закона. В итоге создаются неравные условия для работы.

«Нужно понимать, что у агрегаторов заказов такси и классических таксомоторных парков разные финансовые модели. Легальный перевозчик в таксопарке несет значительные затраты. Он платит налоги, перед каждой поездкой его водители проходят медкомиссию, он соблюдает технические требования к автомобилю. Разумеется, все это влияет на стоимость поездки. Но при этом повышается и безопасность таких перевозок. Кстати, сегодня у всех крупных таксомоторных парков есть и мобильные приложения, которые позволяют быстрее, проще и дешевле заказывать легальное такси», – отмечает Булат Каримов.

Какие же опасности таит поездка с агрегатором? В лучшем случае можно опоздать на самолет. В худшем – попасть в ДТП. Конечно, многое зависит от квалификации водителя и дорожной обстановки: от аварий никто не застахован. Так что дело тут не в агрегаторе. Вопрос в том, куда обращаться с претензией.

«Мы всегда сотрудничаем с инспекторами ГИБДД, которые приезжают на место происшествия. У нас есть полная информация о поездке: кто, на чем, куда, по какому маршруту и как ехал. Все эти данные мы готовы предоставить. Мы всегда остаемся на связи с пассажиром и с водителем и никого не оставляем в беде», – заверили корреспондента «СПб ведомостей» в одной из компаний-агрегаторов. Кроме того, добавили в пресс-службе, каждый водитель, сотрудничающий с агрегатором, должен иметь страховки КАСКО и ОСАГО. Да и отбирают на работу водителей не с улицы: предварительно им необходимо предоставить документы о наличии как минимум трехлетнего водительского стажа, справку об отсутствии судимости, лицензию на таксомоторные перевозки. На линию выходят машины не позднее 2012 года выпуска.

Однако представители традиционного таксомоторного бизнеса с таким положением дел не согласны. «Фактически агрегаторы являются участниками процесса таксомоторных перевозок, но юридически – нет», – полагает Булат Каримов. Дабы исправить эту ситуацию, законодатели (инициатором выступил Минтранс) собираются внести поправки в закон о такси (ФЗ-69), которые бы узаконили деятельность агрегаторов именно как участников перевозки (подробнее об этой инициативе мы писали в одном из наших августовских выпусков). «Правда, если при этом не пропишут их ответственность, это будет неправильно», – добавил эксперт. Тем временем законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Напомним, его планировали принять в осеннюю сессию.

Пока парламентарии думают, рынок такси в Петербурге переходит в новую стадию. Глобальные игроки не жалеют средств на «аукционы неслыханной щедрости», когда поездка обходится в 40 – 50 рублей, доплачивая из своего кармана таксисту. Если так пойдет и дальше, таксомоторы смогут взять на себя часть пассажиров, традиционно пользующихся маршрутками. Цена сходная, а уровень комфорта гораздо выше.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook