«Зебра» на заказ. В пятнадцати районах Петербурга появятся новые пешеходные переходы
В Смольном утвержден адресный перечень по созданию в 2025 году новых нерегулируемых пешеходных переходов по 60 адресам. «Полосатые обновы» получат дороги в пятнадцати районах Петербурга — Адмиралтейском, Василеостровском, Выборгском, Калининском, Кировском, Колпинском, Красногвардейском, Красносельском, Курортном, Московском, Невском, Петроградском, Приморском, Фрунзенском и Центральном. Программа сформирована на основании анализа дорожной ситуации, отчетов комиссии по безопасности дорожного движения при губернаторе, а также по обращениям граждан.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Каждый раз, подходя к нерегулируемому переходу, удивляюсь психологии многих водителей, которые, видя издалека готового шагнуть с поребрика на «зебру» пешехода, не притормаживают, а наоборот — поддают газа, как бы говоря: не пропущу, стой где стоишь! Потом, конечно, останавливаются и пропускают, но только уже нарушив твое душевное равновесие и испытав на прочность твои нервы. А покажи водитель заранее, что он видит человека — чуть сбрось скорость перед «зеброй», то и останавливаться-трогаться, теряя драгоценные секунды, не пришлось бы: пешеход бы пересек проезжую часть сразу, не сомневаясь и не дожидаясь полной остановки автомобиля перед разметкой. Это азы дорожной этики, но почему‑то именно понимание обоюдной выгоды от взаимной вежливости доступно не всем. И пока за порядком на всех нерегулируемых переходах не начал следить всесильный искусственный интеллект через десятки тысяч видеокамер (а к этому, думается, мы придем довольно скоро), человек на «зебре» будет чувствовать себя не до конца уверенно.
Но все же явно увереннее, чем при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода.
«Мы целенаправленно и планомерно создаем в Петербурге безопасные и комфортные условия для всех участников дорожного движения — и пешеходов, и автомобилистов, — отметил губернатор Александр Беглов. — Нерегулируемые переходы — часть этой большой работы. Обустраиваем их там, где нет необходимости устанавливать светофор, но есть остановки общественного транспорта, социальные учреждения. Всегда опираемся на просьбы горожан. Все адреса 2025 года подсказаны петербуржцами, утверждены с учетом пожеланий горожан», — подчеркнул градоначальник.
И действительно, в графе «Комментарий» адресной программы напротив каждого из 60 объектов значится одно — «обращение граждан».
Больше всего нерегулируемых пешеходных переходов — десять — появится в Невском районе. «Зебры» нарисуют в окрестностях роддома, двух детсадов, детской поликлиники, отдела полиции, МФЦ, бизнес-центра, медцентра психиатрии и неврологии имени Бехтерева и судебных участков мировых судей. Восемь переходов оборудуют в Выборгском районе: там станут безопаснее подходы к гимназии, детсаду, городской библиотеке и гипермаркету. Семь новых нерегулируемых переходов порадуют жителей Фрунзенского района: в перечне нуждающихся в них — две школы, лицей, детсад, а также училище, музыкальная школа и Академия баскетбола имени Кондрашина. По пять новых «зебр» нынче появятся в Красносельском и Курортном районах, по четыре — в Василеостровском, Кировском и Московском, три — в Красногвардейском, по два — в Приморском и Петроградском. В этих районах в приоритете все то же — детсады, учебные заведения, медучреждения, в ряде случаев — торговые центры, парки и вокзалы. В Колпине появится всего один новый переход — его организуют на ул. Машиностроителей, возле детских садов № 47 и 2. В Центральном районе Петербурга сделают безопаснее для людей пересечение коротенькой Колокольной улицы у дома № 11…
Переходы создаются чаще всего там, где уже есть устоявшиеся пешеходные потоки к остановкам общественного транспорта, местам работы, учебы или отдыха, объяснили в комитете по транспорту. Все они будут соответствовать государственным стандартам безопасности, размещаться с интервалом 200 – 300 метров, а их оборудование позволит снизить риск ДТП и сделать городскую среду более комфортной для пешеходов. Для удобства маломобильных горожан и родителей с колясками тротуар перед «зеброй» отделят от проезжей части пониженным бордюрным камнем.
А снижать риск ДТП будут прежде всего при помощи дорожных знаков и разметки, а также (при необходимости) искусственными неровностями с мигающими желтыми светофорами Т.7. Такие светофоры нынче установят на новых переходах по 50 адресам в девяти районах. Они хорошо привлекают внимание автомобилистов, предупреждая о необходимости снизить скорость. На сегодняшний день в Петербурге из 582 пешеходных переходов, расположенных вблизи школ, 372 — нерегулируемые.
И все они оборудованы светофорами Т.7 и искусственными неровностями.
Вряд ли кто‑то станет спорить с тем, что эти самые искусственные неровности (прозванные в народе «лежачими полицейскими») — один из самых эффективных инструментов повышения безопасности пешеходов на дороге. К нашему счастью, любители перескакивать через них на скорости выше 40 км/час (повреждая при этом подвеску) — большая редкость. На сегодняшний день в Северной столице уже смонтировано более 13 тысяч погонных метров искусственных неровностей, и эта «инфраструктура безопасности» растет неплохими темпами. Утвержденной адресной программой по их установке предусмотрено создание в 2025 году еще более 900 погонных метров неровностей на 57 нерегулируемых пешеходных переходах в 13 районах города. Работы по созданию новых нерегулируемых переходов Дирекция по организации дорожного движения должна завершить уже осенью.
Всего в Петербурге на сегодня насчитывается 10 070 пешеходных переходов, из них 4851 регулируемый и 5219 — нерегулируемых. И на многих нынче проведут работы по дооснащению и модернизации. Новые технические средства организации дорожного движения появятся на 340 адресах.
Например, устройствами звукового и голосового сопровождения оснастят светофоры в восьми районах (Адмиралтейском, Калининском, Кировском, Колпинском, Красногвардейском, Красносельском, Невском и Фрунзенском) — по 15 адресам будет размещено 90 устройств, причем все отечественного производства. Звуковые предупреждения появятся на наиболее популярных и востребованных маршрутах, которыми пользуются горожане с ограничениями по зрению. Это пути, ведущие к социально значимым объектам города, в том числе к медицинским учреждениям, школам, детским садам, станциям метро и остановкам общественного транспорта. Звуковые сигналы помогают незрячим ориентироваться в обстановке, подсказывая, когда можно переходить дорогу. Работа над этой программой шла совместно с администрациями районов и Петербургской региональной организацией Всероссийского общества слепых, так что перечень адресов был сформирован с учетом пожеланий самих слабовидящих. Работы по установке звуковых устройств на светофорных объектах завершат до конца этого года.
Программа по модернизации светофорных объектов предусматривает проведение работ на 37 адресах. Там заменят светофорные колонки, смонтируют кнопки вызова сигнала для пешеходов, занизят бордюрный камень, установят детекторы движения транспорта и блоки управляющей аппаратуры, которая позволяет вводить адаптивные режимы регулирования, заменят устаревшие кабели. Еще на восьми адресах установят новые светофоры. Примерно на тысяче улиц Петербурга в этом году будет нанесено или восстановлено 686 тыс. кв. метров дорожной разметки.
КСТАТИ
По итогам реализации адресной программы по созданию нерегулируемых пешеходных переходов 2024 года в городе появилось 77 новых «зебр» в пятнадцати районах (из них 55 — по просьбам петербуржцев).
Читайте также:
Съезд с Дворцового. Власти Петербурга решат проблему с опасной стрелкой на светофоре
Транспортные мегапроекты города: как будет развиваться транспортная система Петербурга?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7885) от 09.04.2025 под заголовком ««Зебра» на заказ».
Комментарии