Здесь вам не фуд

Специалисты Роспотребнадзора отключили от сети и опечатали так называемый общественный холодильник, который был установлен на высоком крыльце, ведущем в благотворительный магазин, расположенный на 8-й линии Васильевского острова. Очередь, с полудня ожидавшая, когда в пустом холодильнике снова появятся бесплатные продукты, разошлась несолоно хлебавши.

 Здесь вам не фуд | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

А ведь как все начиналось сутками раньше! Гирлянды разноцветных шариков, безалкогольный глинтвейн, телекамеры и, конечно же, заманчиво заполненный холодильник, из которого каждый желающий мог за так взять то, что лежало на его полках.

Поскольку акцию широко разрекламировали, к открытию холодильника выстроилась внушительная очередь. Люди быстро разобрали чьи-то дары - коробки с подушечками, фрукты, йогурт, вегетарианские колбасы и сосиски, сухие супы, салаты, гарниры... Правда, пожилые петербурженки отоваривались с некоторым стеснением, избегая объективов и оправдывая свое появление в таком месте простым любопытством. Явно голодающих и маргинального люда замечено не было. Видимо, информация до них еще не дошла.

Куратор проекта «Фудшеринг. Отдам даром еду» и автор идеи «Общественного холодильника» - молодая женщина Александра Легкая. Она объяснила, что выйти с «лишней едой» на улицу решила после того, как организованный ею в Петербурге фудшеринг целый год просуществовал как сообщество в соцсетях. «Пусть возможность получить невостребованную еду даром появится и у тех граждан, кто не пользуется Интернетом, - сказала Саша. - Смотреть за холодильником будут волонтеры. Чтобы в него не складывали мясо, рыбу, яйца. Они же станут проверять маркировку продукта. Тот, кто принес что-то из дома, например, оставшуюся кашу, не съеденный пирог, салаты, должен указать дату, когда еда была приготовлена и положена в наш холодильник. Нам готовы помогать и помогают некоторые кафе и пекарни. В будущем «Общественные холодильники» могут появиться еще в трех местах Петербурга. Мы готовы развивать наш проект. Только не надо рассматривать его как благотворительность. Мы спасаем от уничтожения еду, которая может пригодиться людям».

На следующий день после открытия «холодильника» я оказалась у благотворительного магазина. На часах было 11.30. В моей сумке лежала банка шпрот, которой я решила поделиться с согражданами. К моему удивлению, большой холодильник был пуст, если не считать двух яблочек и маленького пакетика овсяной каши. Как оказалось, их положили работники магазина.

«С утра к нам приходят люди и спрашивают, почему в холодильнике ничего нет, - говорит продавщица Алина. - Мы отвечаем: потому что никто ничего не приносит. Надо ждать, когда появятся волонтеры или дарители, а это может быть и вечером. Люди уходят обиженные».

К нашему разговору присоединяется заглянувшая в магазин дама: «Думаю, холодильник больше будет пустовать, чем наполняться. Петербуржцы, особенно старшего поколения, а таких на Васильевском острове живет достаточно, еду не выбрасывают и лишнего не покупают. И потом, к сожалению, сейчас в нашем обществе больше потребителей, чем дарителей».

Вот это правда. Стою на улице жду, кто подойдет к холодильнику и что-нибудь в него положит. Читаю объявление на двери агрегата: «Мы хотим, чтобы хорошая еда не пропадала, поэтому просим вас брать ровно столько, сколько вы можете съесть». В данный момент это вызывает улыбку.

Но вот по ступенькам поднимается упитанный и хорошо одетый мужчина. Он достает телефон, фотографирует холодильник, а потом забирает из него мои шпроты и яблоки. Хотя я рассталась с консервами легко, мне хотелось бы, чтобы их взял действительно голодный человек. Подхожу к мужчине и спрашиваю - не про шпроты - нет, а зачем делал снимки? «Просто интересуюсь, - говорит он и тут же добавляет: - Не приживется у нас это. Забирать будут, приносить не станут». Конечно - по себе судит.

Одинокий пакетик каши забирает худощавый юноша. Я уезжаю в редакцию, а буквально через час к «Общественному холодильнику» прибывают специалисты Роспотребнадзора. И происходит то, о чем сказано выше. И это действие государственного учреждения закономерно и вполне оправданно.

Разве могут волонтеры нести ответственность за качество продуктов, положенных в «Общественный холодильник»? Этим вопросом почему-то никто не озадачился, в том числе и сама куратор проекта. В день презентации холодильника все восхищались добрым делом (на самом деле доброе - кто сомневается), которое организовали неравнодушные активные молодые люди, не подумавшие, однако, о том, что инициатива может стать опасной, оказавшись вне контроля специалистов того же Роспотребнадзора.

14 марта этого года в нашей газете была публикация о петербургском фудшеринге. Она называлась «Отдам еду в добрые руки». Мы увидели в такой реализации пищевых остатков самодеятельность, опасную для здоровья людей. Игру без правил, которые следовало сначала прописать, а потом действовать. И вот результат - Роспотребназдор остановил проект, и пока трудно сказать, будет ли он возобновлен и когда.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.


Комментарии