Завиральный Петербург

Сделать Невский проспект пешеходным – идея, похоже, бессмертная. Правда, родилась она не в петровские времена и не в советские, а только в нынешние, но мерцает, как пламя непогашенного костра. В эти дни вырвался очередной всполох. Общественное движение «Красивый Петербург» направило администрации города свои соображения по обустройству пешеходной зоны на главной улице северной столицы. В Смольном ответили, что предложение изучают.

Завиральный Петербург | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Есть идея, концепция и предложения по механизму реализации, – рассказал нашей газете о некоторых подробностях проекта руководитель движения «Красивый Петербург» Красимир Врански. – Организовать на Невском проспекте пешеходную зону в летний период мы предлагаем от Фонтанки до Адмиралтейства. Причем только по воскресеньям и лишь с 10.00 до 23.00. Общественный транспорт с проспекта можно не убирать, но надо оградить полосы его движения, к примеру, вазонами. По истечении оговоренного времени вазоны перемещаются на тротуар и украшают интерьер главной улицы. Коммерческий транспорт обслужить магазины и точки общепита успеет до десяти часов утра, так, в частности, делается в Копенгагене. Автомобилям людей, проживающих непосредственно на Невском, можно разрешить продвижение к домам, если такая проблема возникнет.

В городской администрации над идеей задумались. Понятно, что проблем с ее реализацией не избежать – для этого даже нет нормативной базы. По пешеходным зонам она есть, а вот по таким, совмещенным с движением общественного транспорта, не существует. Впрочем, в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) заверили, что смогут разработать ее в течение месяца. Однако в Смольном определенного ответа авторам идеи пока не дали.

– Приветствуем желание сделать город красивее и комфортнее, – комментирует общественную инициативу на официальном сайте администрации Петербурга вице-губернатор Игорь Албин. – Важно, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. В случае с пешеходным Невским необходимо соблюсти баланс интересов пешеходов и автомобилистов, что очень непросто. По Невскому осуществляется транспортная связь с семью районами города – Центральным, Василеостровским, Адмиралтейским, Петроградским, Невским, Красногвардейским, Кировским. В будни загрузка проспекта в часы пик превышает 100%. Наиболее реалистично выглядит идея отдать главную улицу города пешеходам в дни больших праздников и народных гуляний, как это было, например, 9 Мая. КРТИ, комитету по благоустройству, отраслевым институтам предстоит дать оценку общественной инициативе. Такие поручения мною даны.

Между тем кроме громко заявляющего о себе «Красивого Петербурга» есть и другие общественные движения. Их точку зрения тоже придется рассматривать.

– Невскую першпективу прорубали как одну из главных транспортных артерий новой столицы – для карет и грузовых повозок, – напоминает член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов Александр Холодов. – С самого основания города она была и остается главной транспортной связью с Васильевским островом. Теперь мы хотим ее запереть. Если движение общественного транспорта сохранить, то настоящей пешеходной зоны не получится, будет как бы расширенный тротуар. Еще интересно, кто будет заниматься перетаскиванием вазонов с тротуара на проспект и затем обратно? В общем, суеты и расходов много, ради одного-то дня в неделю, а толку мало. Расцениваю идею как чисто популистскую, а с точки зрения здравого смысла как бредовую: оставить Невский без перспективы проезда по нему.

Настораживает инициатива и экспертов. Специалисты ГБУ «Центр транспортного планирования» предупреждают, что прекращение сквозного движения автомобилей по Невскому проспекту потребует изменения схемы организации движения на значительной части улично-дорожной сети Центрального и Адмиралтейского районов. Помимо Невского придется закрыть движение на части примыкающих к проспекту улиц, где сейчас организовано одностороннее движение. Кроме того, потребуется введение схем передвижения транспорта, изменяющихся по дням.

– Это еще один пример бессистемного подхода к организации городской транспортной сети, – считает Олег Белый, директор Института проблем транспорта РАН. – Кто-то хочет сделать пешеходной зоной часть Невского проспекта, а я, может быть, захочу сделать такой же зоной Большой проспект Васильевского острова. Однако от единичных проектов надо уходить, улично-дорожную сеть города необходимо рассматривать с точки зрения управляемости в целом. Это теория. А на практике мы уже нарушили гармонизацию транспортной системы в городе. Из-за машин, припаркованных по обеим сторонам улиц, пропускная способность улично-дорожной сети уменьшилась в разы. Сегодня нужно не создавать новые барьеры для движения машин, а разрушать их.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (5464) от 25.05.2015.


Комментарии