Завершился сбор предложений о включении частей автомобильных дорог в перечень платных парковок в Петербурге

Этот сбор комитет по транспорту проводит теперь каждый год с 1 февраля до 1 марта. Несмотря на то что объявлений и анонсов на этот счет на официальных страницах комтранса или подведомственного ему Городского центра управления парковками (ГЦУП) не было, петербуржцы свои предложения рассылали в огромных количествах, дублируя отправленное по всем возможным адресам — «на всякий случай».

Завершился сбор предложений о включении частей автомобильных дорог в перечень платных парковок в Петербурге | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Немного хороших новостей

Позиции транспортных чиновников и общественников (а «антипарковочные» интернет-сообщества города насчитывают уже 6637 участников) в очередной раз были зримо очерчены на заседании депутатской комиссии в Мариинском дворце. Чиновники в очередной раз сообщили о позитивных результатах для города от введения платы за стоянку машин на улицах исторического центра, активисты же, тоже в очередной раз, привели свои аргументы против.

Отличием этой встречи от предыдущих можно считать пакет «плюшек» от организаторов зоны платной парковки (ЗПП), в том числе призванных смягчить уже введенные ограничения.

Первое и главное: власти не планируют расширять зону платной парковки и повышать тарифы — по крайней мере в 2024 году. Об этом сообщил заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. По его словам, работа по созданию зоны платной парковки завершена, сейчас идет корректировка ее функционирования, совершенствуются процедуры оформления парковочных разрешений и работа мобильного приложения, расширяется перечень льготных категорий граждан.

Анонсированы и некоторые будущие корректировки.

Например, уже с 1 апреля будет расширен перечень льготников, имеющих право на бесплатную парковку: получить разрешение смогут почетные граждане Петербурга.

Парковки3_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


С 1 мая право на бесплатное парковочное разрешение получат все проживающие в зоне платной парковки инвалиды. Об этом, кстати, сообщил и губернатор Александр Беглов:

«На мою страницу писали петербуржцы с просьбой расширить возможности бесплатной стоянки автомобилей в зоне платной парковки для жителей с ограничениями по здоровью. Проработали этот вопрос. Теперь с 1 мая люди, имеющие инвалидность и проживающие в районах платной стоянки, смогут бесплатно оформить парковочное разрешение жителя. Будет возможность ставить машину не только на специальных местах, обозначенных разметкой, но и на любом месте в зоне платной парковки в границах своего района».

Еще с 1 июня обещают упростить систему получения согласия других собственников жилья — это можно будет сделать через региональный портал госуслуг. Обещают также сделать госуслугу по продлению, изменению или аннулированию парковочного разрешения проактивной — система будет сама мониторить изменение статуса (персональных данных заявителя, сведений о ТС, информацию об утрате права на услугу и т. д.).

При этом перечень необходимых документов и сведений будет несколько сокращен. Еще предполагают ввести постоплату парковочного разрешения — после подачи заявления и получения квитанции с уникальным идентификатором начислений, а срок предоставления услуги — сократить до трех рабочих дней.

Обещание из самых «свежих»: возможность сократить вдвое штраф за неоплаченную парковку в случае быстрой его оплаты — в течение 20 дней после выписки. Такое правило давно действует для штрафов ГИБДД, но почему‑то не относится к парковочным. Показательно, что заявления о таком готовящемся «послаблении» для нарушителей зазвучали сразу с разных сторон — от депутатов ЗакСа и Госдумы. Но региональные власти могут только инициировать подобное нововведение. Чтобы эта норма заработала, ее нужно установить на федеральном уровне, внеся изменения в административный кодекс.

— Такая возможность обсуждалась председателем Законодательного собрания Александром Бельским и вице-губернатором Кириллом Поляковым, мы ее подготовили, — сообщил глава постоянной парламентской комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Алексей Цивилев. — На инициативу уже есть отзыв Совета законодателей.  После доработки рассмотрим ее на заседании городского парламента… Рассчитываем на поддержку федеральных коллег.

Магия больших и малых цифр

На сегодняшний день в зону платной парковки входят 652 участка улиц, где обозначено 48 тыс. машино-мест (в том числе почти 5 тысяч — для инвалидов). Уже оформлено порядка 100 тыс. парковочных разрешений. За минувший год бюджет заработал на ЗПП 4,8 млрд руб.: 3,3 миллиарда — от оплаты парковочных сессий, разрешений и абонементов и 1,5 млрд — от штрафов за их неоплату.

Но отвлечемся от денег — ведь нам все время напоминают о том, что это проект не коммерческий и не фискальный, а сугубо социальный — для повышения комфорта и безопасности.

Что же получили горожане от введения ЗПП?

По данным комитета по транспорту, после введения платных парковок средняя скорость движения на дорогах общего пользования в ЗПП выросла (в минувшем году по сравнению с 2022‑м) более чем на 2,5 %, задержки движения транспорта по этим дорогам (то есть пробки в часы пик) уменьшились почти на 6 %, а общая их перегруженность снизилась на 35,5 % с хвостиком. Еще эффектнее выглядит статистика улучшений на магистральных улицах общегородского значения: их перегруженность в Василеостровском районе, по данным комтранса, снизилась на 42,2 %, в Центральном — на 40,5 %, Петроградском — на 32,6 %, Адмиралтейском — почти на 32,3 %, а по всей ЗПП — так на все 47,2 %!

Расчет, правда, озадачивает: как может средний показатель по всем четырем районам быть больше показателя любого из них? На заседании рабочей группы насчет этого арифметического парадокса представитель Центра транспортного планирования никаких объяснений давать не стал, а лишь упомянул некие «методики расчета Минтранса»…

Интересно и другое: почему при снижении перегруженности почти наполовину (то есть вдвое) скорость движения машин увеличилась всего на 2,5 %?

Еще любопытнее сравнить вышеперечисленные показатели эффективности ЗПП с теми же, но в целом по городу: перегруженность магистралей во всем Петербурге, как оказалось, тоже снизилась — в среднем на 20,6 %, задержка транспорта на них — на 3 %, а скорость движения увеличилась на 1,3 %. На этом фоне «успехи» платной парковки несколько бледнеют.

— Нам сообщают о росте скорости транспорта в зоне платной парковки на 2,5 %, но умалчивают об общегородском росте на 1,3 %, — говорит участник заседания в Мариинском дворце, дипломированный инженер городского строительства и хозяйства и юрист Алексей Каменский. — То есть реальное ускорение из‑за ЗПП — не более полутора процентов.

Он предлагает разобраться и с показателем «перегруженности»:

— Кто‑то может подумать, что машин в центральных районах стало на 47 % меньше, — вовсе нет. Так называемая перегруженность — это искусственно придуманное соотношение — доля времени, когда машин больше некоего порогового значения, причем само значение выбирается достаточно произвольно. Например, при сотне машин улица считается перегруженной, а при 99 — уже нет, все хорошо… На самом деле машин не стало на 47 % меньше. А на сколько? Сколько машин в абсолютных цифрах приезжает в центр? Хороший вопрос. Комитет эту цифру не называет, а с нее надо было бы начинать…

Приводимые профильным комитетом данные были получены Центром транспортного планирования в ходе мониторинга работы транспортного комплекса Северной столицы через городскую информационную систему «Транспортная модель Санкт-Петербурга» на основании базы ГЛОНАСС/GPS-треков, поясняют в учреждении. То есть все точно, сомневаться не надо…

Но ведь очевидно, что сама по себе скорость движения транспорта — это еще не показатель улучшения ситуации для горожан.

— Статистика комитета не учитывает одной важной вещи — удлинения маршрутов, — развивает мысль Каменский. — Ради платной парковки перекроили схему движения и многие пути удлинились. Понятно, что если ехать на полтора процента быстрее, но сам путь при этом в полтора-два раза длиннее (например, огромный крюк устроили автомобилистам на Петроградской стороне при съезде с моста Бетанкура), мы и времени потратим больше.

К тому же на полтора процента быстрее теперь едут машины. Но не люди, которых вынуждают пересесть с личного на общественный транспорт.

Из-за того, что платная парковка не всем финансово доступна, многие горожане отказались от машины и поехали на автобусе и метро. Средняя скорость движения автомобиля по городу — 25 – 40 км/час, наземного общественного транспорта — 10 – 20 км/­час. Плюс (точнее, это минус) — дорога от дома до остановки, ожидание на ней, переходы и пересадки, усталость от стояния в забитом салоне автобуса или троллейбуса… В итоге человек тратит на дорогу лишнее время (вместо 15 – 20 минут — 40 – 50, а то и больше) и силы.

— Из научных книг по транспортному планированию мы знаем: чтобы оценить эффективность транспортной системы, нужно посчитать так называемое время реализации транспортных корреспонденций, — поясняет Каменский. — Чем меньше времени каждый человек тратит на дорогу, тем транспортная система эффективнее. В цифрах от комитета учтены только автомобили, то есть некоторая часть транспортной системы. А та часть, которая приходится на «пересевших», не учитывается. Если учесть их, станет понятно, что система в целом стала не более, а менее эффективной.

Лабиринт для грызунов какой‑то…

По мнению общественников (подкрепленному расчетами на основе данных ГИБДД из открытых источников), после введения ЗПП на дорогах не стало ни свободнее, ни безопаснее.

— Нам не важно, обсчитывает кто‑то перегруженность улиц или нет, важно, как ЗПП влияет на людей. А влияет она так: целые улицы закрыли для остановки, и, например, привезенную мебель теперь нужно тащить целый квартал, иначе штраф. Парковаться легче не стало, пробки не уменьшились. Что касается экстренных служб, то еще вопрос, стали ли они прибывать быстрее, потому что теперь им не въехать в запаркованные дворы. Весь этот проект нам видится иррациональным и немотивированным.

Оценивать сложившуюся ситуацию с точки зрения пользы или вреда для горожан в ходе заседания рабочей группы призвал глава постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Петербурга депутат ­ЗакСа Алексей Цивилев:

— Моя позиция — за всеми объективными и субъективными цифрами нам необходимо видеть людей. Сейчас достаточно большая территория города находится в зоне платной парковки — добавились Василе­островский и Петроградский районы. А вот большинство проблем по платным парковкам пока не решилось. Надо искать решения. Площадка нашей рабочей группы открыта для предложений.

По мнению депутата, говорить о расширении зоны платных парковок на «спальные» микрорайоны или пригороды, не решив самые острые проблемы ЗПП, прежде­временно:

— В «спальные» районы люди приезжают спать, там делать платную парковку в принципе нет смысла. В Пушкин, Петергоф, Кронштадт едут туристы, так что эти локации подпадают под возможность развития платных парковок. Но там, где есть открытые дворы, машины едут именно туда, потому что «вода идет по пути наименьшего сопротивления». В Пушкине, например, много таких дворов и дворов-проездов, которые не перекрыть по существующим правилам. И по факту мы просто создадим невыносимые условия для жителей. Об этом нужно думать заранее, — подчеркнул Цивилев.

Член Общественной палаты РФ Александр Холодов на этом же заседании предложил реализовать механизм постоплаты, давая водителям возможность платить за парковку в течение суток. Любопытно, что о таких планах говорилось чиновниками и писалось в СМИ еще в 2022 году.

Много писали и говорили также о том, что платные парковки сделали невозможной нормальную уборку улиц. И это уже во второй раз подтвердила прошедшая зима — технологии законного перемещения машин с оплаченных мест на время очистки обочин от снега так и не разработано.

Проблема тех же открытых дворов в уже существующей платной зоне в ряде случаев выглядит нерешаемой. Но и там, где ограничитель въезда физически поставить возможно, сделать это жильцам не позволяют действующие правила. А обещанный закон, упрощающий жителям процедуру согласования шлагбаумов, до сих пор не разработан.

Есть у горожан вопросы и по ограждениям, массово установленным в зоне платной парковки, из‑за которых водители и пассажиры должны, оставив автомобиль на оплаченном месте, долго идти по проезжей части, чтобы попасть на тротуар. С грубым нарушением ПДД и риском для жизни.

— Я никаких улучшений в связи с платной парковкой в своем районе не наблюдаю, — заявил участник заседания в Мариинском дворце житель Петроградской стороны Александр Назарин. — Еще на этапе подготовки к ее введению была изменена схема движения и район превратился в какой‑то лабиринт для грызунов, в котором односторонний проезд выполнен так, что пробки образуются гораздо большие, чем были до всей этой «оптимизации», установлено избыточное число знаков и столбов, уродующих город… Мы должны требовать заморозки действия платной парковки до обсуждения всех вопросов и принятия городского закона.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

12 марта в Петербургском городском суде прошло первое заседание по иску горожан к комитету по транспорту об отмене распоряжения о создании и использовании платных парковок в Василеостровском районе. Следующее судебное заседание назначено на 27 марта.

Кстати: в соответствии с утвержденной в конце 2019 года Комплексной схемой организации дорожного движения (КСОДД), платная парковка на В. О. должна была появиться только после 2036 года.


#парковки #изменения #предложения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7631) от 27.03.2024 под заголовком «Парковки преткновения».


Комментарии