Завершилось строительство жилого дома на 13‑й линии Васильевского острова, 50

Он возник на месте памятника архитектуры — приюта Французского благотворительного общества, но вместо воссоздания город получил лишь легкие намеки на прежнюю архитектуру.

Завершилось строительство жилого дома на 13‑й линии Васильевского острова, 50 | ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

Центральный корпус Французского благотворительного общества, в котором размещались приют, богадельня и церковь Викентия Паулинского, был возведен в 1887 году по проекту Павла Сюзора. Фасады он выдержал в духе французского неоренессанса. В советское время постройка эксплуатировалась в качестве медицинского учреждения, однако к концу 1980‑х была заброшена из‑за неудовлетворительного состояния.

В 2002 году участок передали инвестору для строительства гостиницы. КГИОП согласовал снос заброшенного памятника — на основании историко-культурной экспертизы, выполненной под руководством Татьяны Славиной. Она рекомендовала воссоздать приют, но уже не на историческом месте, а ближе к тротуару 13‑й линии. Снос состоялся в 2005 году.

Проект гостиницы тогда разработал Владимир Цехомский. Свою миссию по интеграции современного объекта в историческую застройку он понял так: к копии исторического здания слева должны были пристроить семиэтажный корпус, а сзади — пятиэтажный «в стилистике здания приюта». В кризис 2008 года инвестор столкнулся с финансовыми трудностями, и проект оказался брошен. При этом сам новодел в конструкциях был готов. Затем земля по меньшей мере дважды меняла собственника, но на площадке ничего не происходило. В 2016 году статус памятника с приюта-фантома был снят.

В 2021‑м недострой снесли, а чуть позже было выдано разрешение на «реконструкцию здания (объекта незавершенного строительства) под жилой дом». Очевидно, эта фраза, вводящая людей в заблуждение (как можно реконструировать полностью утраченный дом?), преследовала единственную цель: обосновать появление нового здания там, где новое строительство запрещено. На этот раз никакого воссоздания, даже схематического, не подразумевалось. Мастерская, которую ранее возглавлял главный архитектор Петербурга Александр Викторов, воодушевилась идеей, что строить копию приюта более не надо — ведь он теперь не памятник. Авторы решили допустить в своей работе легкую отсылку к историческому зданию, а именно — форму центрального ризалита и три скругленных окна посередине. Фасад получившейся шестиэтажки уже не оштукатурен, а облицован красным кирпичом, по бокам примкнули безархитектурные объемы белого цвета. На стилобате перед главным входом посадили двух львов. В августе жилой дом ввели в эксплуатацию.

Петербуржцам новостройка скорее понравилась. «Дом достойный получился», — полагает Дмитрий Каленюк. «Здание неплохое», — считает Роман Попов. Алексей Федоров радуется: «Домик однозначно годный вышел. Прям на загляденье. Это редкость нынче, как по мне».

Впрочем, критика тоже имеется. «Дом кажется срезанным сверху, незаконченным. Ему явно чего‑то не хватает наверху. Хотя бы крышу сделали треугольную в средней части здания», — рассуждает Вячеслав Субботин. Любовь Тамаркина такое мнение поддерживает: «Симпатичное здание, но плоская крыша все портит. Как будто недоделанное. Вот тут мансарды, может быть, и смотрелись. Но вообще давно мучает вопрос: есть для старых районов масса нереализованных дореволюционных проектов, почему бы не переработать некоторые?».

По итогам голосования проекта «Архрейтинг», который изучает мнение горожан о новых объектах в старой части города, дом на 13‑й линии получил 70,7 % положительных оценок.

Читайте также:

Дом художника Сергея Садикова и флигель Ефима Бема включены в реестр объектов культурного наследия

Первый из 137‑х был сдан в эксплуатацию ровно полвека назад


#архитектура #дома #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7766) от 09.10.2024 под заголовком «Львы не нашли приюта».


Комментарии