Завершилось строительство одного из самых больших домов в Петербурге

Он находится на Московском проспекте, 183 – 185. Горожане в шутку называют его «ад для курьера».

Завершилось строительство одного из самых больших домов в Петербурге | ФОТО автора

ФОТО автора

С советских лет между Мос­ковским проспектом и Варшавской улицей располагался завод «Пигмент». Местные жители были уверены, что предприятие это крайне вредное, и давно ждали его закрытия, но только в начале XXI века все постройки здесь снесли, а в 2004 году началось строительство жилого комплекса.

Девелопер — на тот момент один из самых известных в городе — во всем подчеркивал свою амбициозность: весьма высокие для этой части Московского района корпуса-башни, перехватывающие внимание с главного ансамбля — Московской площади; дугообразная въездная зона, схематически похожая на Казанский собор; четырехэтажная арка. Проект дома разработала студия Максима Любимова. На картинках рисовалась еще и площадь, которую компания намеревалась обустроить между Московским проспектом и своим домом. Однако этого не случилось — расположенный там сквер местные власти сохранили и благоустроили.

Строительные работы долгое время шли без разрешения. С 2008 года Служба строительного надзора по меньшей мере трижды штрафовала компанию. Строительство без разрешения фиксировала и прокуратура Московского района. В 2013 году зампрокурора сделал весьма серьезное заявление: «Во исполнение требований представления строительство на объекте в настоящее время приостановлено до получения застройщиком разрешения на строительство». Но затем в ходе «контрольной проверки» констатировал, что требования не выполняются. Застройщик в свою очередь объяснял самовольность строительства тем, что Служба строительного надзора отказывалась идти навстречу и выдавать разрешение, мотивируя свое решение тем, что на часть земельного участка распространяются особые высотные ограничения Московского проспекта и проект дома в эти ограничения не укладывается. Только в 2014 году заветное разрешение было получено.

Ввод объекта в эксплуатацию проходил постепенно, секциями. Первую, выходящую на Варшавскую, сдали в 2015 году. Последняя и самая важная — та самая дугообразная с аркой — официально была введена относительно недавно. Она состоит из торгово-офисных помещений (с первого по пятый этаж) и квартир (с шестого по восьмой). Впрочем, работы полностью не завершены. Судя по всему, ожидает изменений фриз. На нем должна появиться фраза — по аналогии с фризом Михайловского замка. В 2019 году был проведен конкурс на лучший текст, в состав экспертной группы входили топонимист Алексей Ерофеев и фольклорист Наум Синдаловский. Победила Дарья Бондарюк, сочинившая стихи «Белые ночи, арки мостов, честь и отвага наших отцов, город-герой, переживший блокаду, быть твоей частью — это награда». К слову, по популярной легенде, количество букв на Михайловском замке предсказало количество лет жизни Павла I. В победившей строчке 93 буквы…

19‑летнее строительство жилого дома — одного из главных жилых долгостроев Петербурга — мало кого оставило равнодушным. Одни радовались, что работы завершились, другие ухмылялись, что за прошедшее время архитектура стала выглядеть очень несовременно. «Смесь французского с нижегородским. Уж если хотели косить под классику, то не нужно было такие площади остекления делать», — считает петербуржец Станислав Савушкин. «Когда проект делали, так было модно. Сейчас выглядит диковато и несуразно. Архитектурное воплощение духа своего времени — колонны, барельефы и зеркальные стекла с вентфасадом из керамогранита. Сейчас от такого стремительно уходят. Наконец‑то», — согласен Артем Сухинин.

В свое время об отношении к архитектуре собственных жилых комплексов владелец компании-застройщика Павел Андреев говорил так: «На мой взгляд, если заказчик давит на архитектора, это нормально. У любого заказчика есть свой вкус. И, что еще более важно, понимание, что именно востребовано покупателями. Если заказчик чего‑то добился, если его квартиры покупают — значит этот вкус соответствует ожиданиям общества, ожиданиям покупателей… Делать акцент на имени архитектора стоит только в том случае, если это мировое имя, уже само по себе являющееся брендом. Но если это обычный проектировщик, то афишировать его вряд ли имеет большой смысл. Неизвестная фамилия в презентации комплекса не работает на общий имидж».

Но если архитектура — дело вкуса, то в новостройке есть более важный недостаток: проблемы с навигацией. Поскольку все это единый дом, то найти нужный подъезд, а тем более офис или торговую точку — тот еще челлендж. Чтобы облегчить задачу, застройщик выдумал свою собственную систему внутренней нумерации. Но запомнить этот набор цифр и букв надо еще постараться: 183-185Ак6, 183-185Ак7, 183-185Ак7Б…

«Ад для курьера» — такой комментарий в Сети набирает множество лайков. Но и это не все. Несмотря на колоссальные размеры дома, застройщик решил его еще и оградить. Да, «закрытую территорию» легче продавать покупателям, вот только смысла в таком ограждении нет никакого: любой, кто оказывается возле калитки, знает, что она практически никогда не закрывается — поток людей здесь немалый. А даже если дверца закрыта, то можно нажать на кнопку любой организации, и магнитный замок тут же начнет приветственно пищать.


#дом #архитектура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7525) от 18.10.2023 под заголовком «Добро пожаловать в 183-185Ак7Б!».


Комментарии