Завершилась реставрация литографии «Аббатство Сент-Уэн в Руане»
Завершилась реставрация литографии «Аббатство Сент-Уэн в Руане», входящей в историческое собрание Библиотеки Росси ГМЗ «Павловск».
ФОТО Motoki Tonn on Unsplash
Эстамп напечатан в Мюнхене в 1827 году, исполнен известными мастерами Г. Краузом и Й. Зельбом по оригиналу Д. Квальо. Автор оригинала — художник Доменико Квальо прославился как архитектор, гравер, литограф и живописец, прочим жанрам предпочитавший ведуту (городской пейзаж). В своих путешествиях Квальо изображал церкви и замки Германии, Голландии, Франции, Италии и Швейцарии, вызывая интерес к средневековой архитектуре Европы. Аббатство Сент-Уэн — один из известных памятников архитектуры Средневековья, по красоте и значимости он соперничает с Руанским собором.
Считается, что крупноформатные литографии (размер эстампа «Аббатство Сент-Уэн в Руане» 64,9 х 81,5 см) чаще всего украшали интерьеры, однако в Павловске этот лист хранился в собрании библиотеки. Вероятно, он поступил в коллекцию незадолго до смерти хозяйки дворца императрицы Марии Федоровны. Карандашные номера в нижнем углу и на тыльной стороне листа указывают на его место в каталоге печатной графики.
Собрание эстампов Павловска формировалось в конце XVIII — первой четверти XIX века и совпало с периодом появления и распространения литографии — нового на то время способа печати. В дворцовой библиотеке среди книг по искусству хранилось сочинение изобретателя литографии А. Зенефельдера «Точное руководство печатания на камне», а в собрании эстампов были представлены лучшие образцы ранней русской и европейской литографии.
В период распродаж музейных собраний, в 1920 – 1930‑е годы, была утрачена большая и наиболее значимая часть эстампов из коллекции дворцовой библиотеки Павловска. Отдельные листы, в том числе «Аббатство Сент-Уэн в Руане», остались в музее только из‑за плохой сохранности.
Во время инвентаризации 1938 года литография, как и вся графическая коллекция, была проштампована — чернила, обезобразив лист, прошли с тыльной стороны на лицевую. За время существования эстампа бумага деформировалась, образовались перегибы, по краям листа разрывы, частично заходящие на изображение, появились бурые пятна и желтизна — признаки старения. Специалист музея-заповедника «Павловск» Светлана Севастьянова провела множество восстановительных операций по удалению загрязнений, желтизны и пятен, укреплению разрывов и устранению деформации. Перед возвращением в хранилище отреставрированная литография «Аббатство Сент-Уэн в Руане» помещена
в паспарту из бумаги архивного качества (не содержащей химических веществ).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7313) от 07.12.2022 под заголовком «Императрице нравились эстампы».
Комментарии