2Vtzqv4Hz9U

Завершена реставрация самого знаменитого памятника эпохи ленинградского конструктивизма

На Васильевском острове завершена комплексная реставрация самого знаменитого памятника эпохи ленинградского конструктивизма — «Канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» (25-я линия, 4), построенного в 1929 – 1930 годах по концепции известного советского архитектора Якова Чернихова. Долгое время башня и цех пустовали, находились в аварийном состоянии и их судьба вызывала серьезную тревогу у градозащитников. Теперь все волнения позади…

Завершена реставрация самого знаменитого памятника эпохи ленинградского конструктивизма | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Этот цех — единственное здание, построенное если не по проекту архитектора, то близко к нему. Чернихов (1889 – 1951) оставил огромное графическое наследие, его супрематические и конструктивистские фантазии оказали большое влияние на всю архитектуру ХХ века. Ровно двадцать лет назад в Петербург приезжала Заха Хадид, архитектор с мировым именем. Первое, что она попросила показать ей в городе, была «башня Чернихова». Уже тогда состояние башни и всего цеха, а главное — перспективы их дальнейшего использования не внушали оптимизма. Но потребовались годы и счастливое стечение многих обстоятельств, чтобы вернуть памятник к жизни.

Водонапорная2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Как рассказали архитекторы Мария Шапченко и Игорь Пасечник, несколько лет назад они стали соавторами проекта приспособления канатного цеха под бизнес-центр в части сохранения того, что делает здание объектом культурного наследия.

Здесь уместно хотя бы кратко рассказать сложную историю строительства канатного цеха. Чернихову принадлежал только первоначальный замысел. Здание строилось по проекту архитектора Марка Фельгера и инженера Константина Сахновского. Вероятно, по воле заказчика был упрощен силуэт водонапорной башни, удлинено здание цеха, его крыша сложной формы с «фонариками» была заменена на простую двухскатную. В 1950 – 1980‑е годы здание подвергалось нескольким перестройкам. Самая существенная касалась кровли: подлинные деревянные фермы со световым фонарем были заменены на металлические, высотные отметки увеличились.

Исследование и экспертизы показали, что историческую ценность представляют водонапорная башня с несущими конструкциями из монолитного железобетона и стенами из шлакобетона, а также выходящая на 25‑ю линию фасадная стена цеха — она состоит из железобетонных колонн, пространство между ними заполнено шлакобетоном. К остальным стенам в процессе бытования промышленного цеха делались пристройки, сильно исказившие их облик.

На обычный в подобных случаях вопрос о том, на какое время проводилась реставрация, для «Красного гвоздильщика» нет простого ответа, поскольку здесь трудились архитекторы из нескольких бюро. В итоге были приняты такие решения — полностью сохранить облик водонапорной башни на 1930 год и одновременно не разбирать поздние металлические фермы и световой фонарь в здании цеха, что позволит естественному свету проникать внутрь как сверху, так и с боковых сторон. Но эта идея имеет смысл, если пространство под фонарем не перекрывается и остается высокий атриум. Для справки: длина цеха — 127,5 метра, высота стен — 10,5 м, верхняя отметка фонаря — 18,5 м.

Чтобы компенсировать потери полезной площади здания цеха от создания светлого атриума, архитекторы предложили разделить остальное пространство цеха не на два, как было в советское время, а на три этажа. Высота каждого вполне комфортная — 3,3 мет­ра. Общая площадь трех этажей — около 15 тысяч кв. метров.

Все это касается концептуальных решений.

Дальше была практическая работа с конструктивом. Историческая стена цеха из шлакобетона обветшала до такой степени, что ее можно было проткнуть пальцем. Ни о какой несущей способности уже не могло быть и речи. Стену пришлось воссоздать из монолитного железобетона, подбирая его марку так, чтобы он «схватился» с историческими колоннами. А также установить дополнительные колонны, чтобы снизить нагрузку на все исторические конструкции.

Работы по реставрации водонапорной башни были еще сложнее. Шлакобетон требовалось сохранить, для чего производилось его инъектирование. Снаружи стены башни были покрыты слоем утеплителя, чтобы в холодное время года на железобетоне не появлялся конденсат. Влага разрушает арматуру, некоторые старые сварные узлы пришлось заменять.

В башне была отреставрирована узкая металлическая лестница, а на месте труб, которые вели к емкости с водой, встроен небольшой лифт. Он ведет в круглое пространство, в 1930‑е годы здесь находился бак с водой объемом примерно 150 кубических метров. Теперь это помещение площадью около 60 кв. метров стало смотровой площадкой на высоте 31 метр, то есть десяти­этажного дома.

После беседы с архитекторами Алексей Кузнецов, руководитель строительства, представляющий компанию — генерального подрядчика, провел для нас экскурсию по объекту. На его вопрос: «С чего начнем?» — ответ мог быть только один: «С башни!». Мы отказались от лифта, чтобы посмотреть, как башня устроена внутри. Сначала — подъем на третий этаж (это почти уровень кровли канатного цеха) по исторической лестнице с известняковыми ступенями. Затем — по удобной пожарной лестнице с перилами и поручнями, и вот мы наверху. Смотровая площадка имеет обзор почти 360 градусов. Лучший вид — на восток. Именно отсюда можно по‑настоящему оценить красоту Благовещенского моста через Неву, увидеть Исаакиевский собор, Академию художеств, Успенскую церковь.

Мы прошли по атриуму, убедившись, что там светло даже в дождливую погоду, и завершили экскурсию в офисных пространствах с кессонированными бетонными потолками. Их фишка в том, что эти кессоны не декорация, как обычно бывает, они являются несущими, что позволило уменьшить количество опор в помещениях, сделать их удобнее и выразительнее. Каждая ячейка кессонов рассчитывалась и отливалась индивидуально.

Все помещения канатного цеха с водонапорной башней будут арендованы одной IT-компанией, что для здания-памятника только лучше. Дизайн-проект офисных помещений уже разрабатывается. В самой «башне Чернихова», возможно, разместится небольшая экспозиция об истории строительства канатного цеха. Будет ли туда доступ посторонним — вопрос открытый. По нормам безопасности, наверху могут одновременно находиться не более семи человек.

В ТЕМУ 

Буквально на днях стало известно, что проект реставрации канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» отмечен золотым дипломом на VII всероссийском фестивале «Архитектурное наследие» в Тюмени как лучший в номинации «Объекты промышленной архитектуры»


#башня #реставрация #канатный цех

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7690) от 25.06.2024 под заголовком «Новая жизнь старой башни».


Комментарии