Главная городская газета

Заслужили и заработали

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

100-летие расстрела царской семьи: памятные мероприятия в Петербурге

Богослужениями и акциями памяти почтят в Северной столице столетие гибели последнего императора России и его семьи. Где именно пройдут мероприятия? Читать полностью

Смольный расширит программу строительства метрополитена

На развитие метро будет выделяться более 50 млрд рублей ежегодно. Что ждать петербуржцам от нового проекта? Читать полностью

«Петербург. Трамвайно-троллейбусный парк»: путешествие в «машине времени» на новой выставке

Музей городского электротранспорта открыл выставку фотографии, созданную совместно с секцией фотографии Союза художников Петербурга. Узнать, как раньше выглядел транспорт, можно в нашем материале. Читать полностью

Продолжается масштабный ремонт петербургских дорог

Второй этап кампании по реконструкции дорожного покрытия стартовал с 15 июля. Где же в Северной столице появятся «новые» дороги?
Читать полностью

Назван наиболее «мусорный» район Петербурга

К настоящему моменту в Северной столице имеется 165 свалок. Где же находится самое обширное скопление мусора? Читать полностью

Памятники деревянной архитектуры в Петербурге обретут новую жизнь

Два знаменитых памятника деревянного зодчества Северной столицы в следующем году ждут важные перемены: реставрация и наружные работы. Читать полностью
Реклама
Реклама
Заслужили и заработали | ФОТО Tatiana-Popova/shutterstock.com

ФОТО Tatiana-Popova/shutterstock.com

«Русский» насос для АЭС и российский пограничный корабль; бурение в глубь «на 4 тысячи лет» и технологии лечения панкреатита... Объявлены работы — лауреаты премии правительства РФ 2015 года в области науки и техники. Из сотни с лишним претендентов было отобрано 13 проектов, четыре из них (как раз вышеупомянутые) – петербургские, если судить по «месту прописки» руководителей работ: в проектах задействованы до 10 человек порой из разных городов.

Качать и бурить

В мировой инженерии этому ноу-хау уже дали название «насос русского типа», а авторы разработки сейчас удостоились премии «за создание и масштабное промышленное внедрение инновационных конструкций насосного оборудования для энергоблоков АЭС и ТЭС».

– Впервые в мировой практике энергомашиностроения применены насосы с гидротурбинными приводом, – говорит Владимир Михайлов, гендиректор Научно-производственного объединения по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова.

Не технарь, может, и не поймет, в чем тут заслуга; Владимир Михайлов поясняет: те 12 атомных станций (российских, украинских, в Китае и Индии), где применены эти насосы, только на энергосбережении наэкономили на 6 млрд рублей.

Заслуга ученых «Горного» и Арктического и Антарктического НИИ сформулирована, на вкус обывателя, скучновато – «за разработку теоретических основ экологически чистых технологий и технических средств бурения...» (и это еще не вся формулировка), но можно сказать просто – за Восток. За то огромное, размером с Ладогу, озеро в Антарктиде под ледяным панцирем толщиной почти 4 тысячи метров.

Ученые из НИИ Арктики и Антарктики изучали лед, экологию и палеоклимат планеты (сейчас мы знаем, каким климат был 4200 лет назад), их коллеги из «Горного» – разрабатывали технологии бережного вскрытия подледникового водоема, не соприкасавшегося с внешней средой два миллиона лет. Американцы только в 2013-м, через год после наших, «добурились» до другого подледникового озера – но там и ледяной щит был тоньше, и водоем меньше; англичане с аналогичным проектом потерпели неудачу.

– Это не потому, что другие такие неумехи, это потому что очень сложная это операция, – комментирует Николай Васильев, завкафедрой «Горного».

На страже рубежей и здоровья

Самый конкретный премированный проект – многофункциональные пограничные сторожевые корабли 22460.

– Нечасто правительство обращает внимание на нас, корабелов, судостроителей, – говорит Алексей Наумов, главный конструктор проекта в Северном проектно-конструкторском бюро.

По словам Наумова, это первый пограничный корабль, «спроектированный после развала Советского Союза». Но существенно не только то, что «спроектирован», но и то, что судостроительная фирма «Алмаз» быстро наладила серийное производство: с 2009 года шесть кораблей встали в строй, защищают рубежи, седьмой спущен на воду во Владивостоке. Корабли небольшие, штатный экипаж 20 человек, но могут принять и легкий вертолет, и беспилотный летательный аппарат.

– Актуальность проекта высока, у нас протяженность морских границ превышает протяженность сухопутных, – добавляет Ильяз Мухутдинов, зам. главного инженера «Алмаза», тоже лауреат.

Дизельные установки на кораблях были немецкие: в дизелестроении (если говорить о скоростных дизелях большой мощности) мы отстаем, признает Наумов. Из-за санкций Германия не поставляет дизели, а пока в России своих скоростных дизелей такой мощности нет, строящиеся корабли решено снабжать установками китайского производства, но по тем же немецким разработкам.

«Медицинских» проектов – претендентов на премию было несколько десятков, победил один: разработка и внедрение в клиническую практику современных методов хирургического лечения хронического панкреатита. Заболевание на слуху; легкие формы лечатся терапевтически, тяжелые без правильного лечения убивают за пять лет.

Руководитель проекта Сергей Багненко (академик, ректор Первого СПб государственного медицинского университета им. И. П. Павлова) начал заниматься темой еще молодым хирургом, потом по ней писал докторскую, похожий путь проделали и его «коллеги по проекту», петербургские (из Военно-медицинской академии и Государственного педиатрического университета) и московские. Работали 20, 30 лет, пополняя свои методики все новыми технологиями, вплоть до роботизированных вмешательств.

Деньги скорее хорошие, чем бешеные

Каждая из 13 премий – 2 млн рублей, но делится на всех участников проекта, а их до 10 человек. То есть деньги скорее хорошие, чем бешеные. К тому же учтем, что премия увенчала много-многолетний труд. Корни методик лечения панкреатита – в 1970-х. Работы по исследованию ледников в Антарктиде начались в 1970-м (собирались просто взять подледниковые породы, но выяснилось, что в глубине не твердь, а вода – пришлось менять технологию). У «насосов русского типа» научное обоснование было сделано тоже в 1970-е – другое дело, что только современные методы матмоделирования позволили эти наработки применить.

И, как говорится, за награду спасибо, а нам бы финансирования. Например, в этом году сезонной экспедиции на озеро Восток нет – средств не нашлось. Ученые надеются на будущий год и продолжают разрабатывать технологии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook