Запоздалый триумф

В Нарвских триумфальных воротах (филиале Музея городской скульптуры) открылась выставка «Крах крепостей, торжество траншей», посвященная событиям Первой мировой войны на Восточном фронте 1915 года. Особое внимание в экспозиции уделено героической обороне русской крепости Осовец и легендарной «Атаке мертвецов», столетие которой будет отмечаться в августе этого года.

Запоздалый триумф | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Газовая атака против наших солдат, которую осуществили немцы, осаждавшие русскую крепость 336 дней, вошла в историю как акт небывалой жестокости противника и как свидетельство героизма русских солдат 13-й роты 226-го Землянского полка. Но все-таки, по мнению создателей выставки, главная ее идея заключается не только в рассказе об этом эпизоде, ставшем мифом. В последнее время историки получили возможность изучить это событие, благодаря чему становятся известными новые подробности и судьбы его отдельных персонажей.

– Например, имя коменданта крепости Осовец генерала Николая Бржозовского долгое время было, мягко сказать, предано забвению, поскольку генерал был видным членом Белого движения и после его поражения эмигрировал в Югославию, – говорит старший научный сотрудник отдела «Нарвские триумфальные ворота» Дарья Тимохина. – Начальник штаба крепости Михаил Свечников хоть и перешел в стан Красной армии, был репрессирован в 1937 году. Долгое время оставалось неизвестным и имя подпоручика Владимира Котлинского, который командовал «Атакой мертвецов» и был посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени. Лишь недавно были найдены сведения о нем и его фотографии. На заброшенном кладбище Пскова была обнаружена могила героя. Сейчас ведется работа, чтобы поставить ему памятник.

– Особенность выставки еще и в том, что большую часть ее экспонатов и фотографий предоставили частные коллекционеры Москвы и Петербурга. В России артефактов того исторического периода осталось очень мало, так как долгое время эту память советская власть пыталась уничтожить, – рассказывает научный сотрудник музея Андрей Кулик. – К примеру, в выставочных витринах можно увидеть уникальные произведения окопного творчества – оловянные ложки с фигурными ручками, кружки из гильз артиллерийских снарядов с гравировками (на снимке). Многие из этих вещей хранились в полковых музеях, но в 1920 – 1930-е годы уничтожались. Хранить эти реликвии в личных коллекциях было небезопасно. То, что эти крупицы дошли до нас, – самое главное, что есть в экспозиции.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.


Комментарии