Замыслы мастеров. «Светодиодный» облик Петербурга становится более масштабным
И важно здесь то, что эти современные приборы мало-помалу вытесняют устаревшие натриевые лампы не только в исторической его части. Они появляются также на окраинах и начинают освещать магистрали, пересекающие крупные промышленные территории города. Последние примеры — «рабочий» проспект Энтузиастов (2,1 км) и улица Рубинштейна в центре Северной столицы, где полно достопримечательностей.
ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Трогать чугунные опоры, стоящие на этой улице больше десяти лет, с момента предшествующей модернизации, энергетики не стали. Специалисты заменили там 56 натриевых светильников. Улица преобразилась благодаря инвестициям, которые «Газпром» направляет на такие цели в рамках соглашения со Смольным. То есть работы там шли на внебюджетные средства. А вот проспект Энтузиастов (Красногвардейский район), соединяющий улицы Передовиков и Коммуны, посветлел после подобных работ за счет средств из городской казны.
Дорожное полотно там освещают теперь, обеспечивая более интенсивный и равномерный световой поток, 152 светодиодные энергосберегающие лампы. В адресную городскую программу-2025 эта загруженная магистраль попала еще и потому, что к ней примыкают пять крупных жилых кварталов и парк «Малиновка», любимое место отдыха здешних жителей.
Полностью светодиодным после реконструкции подобной системы освещения стал проспект Науки (Калининский район) протяженностью 4,2 км. Эта транспортная артерия, пролегающая на северо-востоке города, пожалуй, не менее загружена, чем проспект Энтузиастов. Четырехполосную автодорогу, вдоль которой тянутся трамвайные пути, и широкие пешеходные дорожки по ее краям освещают с недавних пор 415 новых источников света.
Примерно в ту же пору от натриевого наследия избавилась еще более протяженная городская магистраль — Стародеревенская улица, идущая параллельно ЗДС (Приморский район). Она не просто крупная, длиной почти 5 км, но и непростая с точки зрения световых решений. Почти треть ее северной части имеет четырехполосное движение и проходит через промышленный район. А затем она переходит в зону плотной жилой застройки и расширяется до шести полос с отдельными трамвайными путями. Учитывая это, светлых дел мастера использовали 240 новых светильников разной мощности (от 80 до 250 Вт). И выделяли при этом пешеходные переходы контрастным белым светом.
Впрочем, обеспечивать нужный уровень освещенности, исходя из особенностей городского объекта, — это общее правило для «Ленсвета». Оно коснулось, к примеру, Усть-Ижорского шоссе (около 6 км), которое соединяет пригородные поселки и обеспечивает удобный объезд города Колпино, избавляя жилые кварталы от грузового транспорта. После модернизации наружного освещения шоссе, завершившейся недавно, дорогу с высокой транспортной нагрузкой освещают там 353 светодиодных фонаря общей мощностью 56 кВт. Четырехполосное шоссе, по словам специалистов, получило равномерное освещение и стало безопаснее для водителей и пешеходов…
Темных пятен на карте города, надо сказать, остается все меньше. А значит, мастера все реже выходят впервые на тот или иной объект, чтобы установить там светотехническое оборудование. В Кронштадте из этого «темного» списка выпала недавно Осокина улица. В XIX веке здесь была одноименная площадь, а в конце того же столетия по ее краям стали появляться городские здания. Со временем площадь превратилась в сквер имени Кирова, разрезающий эту 200‑метровую улицу, которая упирается в Обводный канал, на две части. За всю свою более чем вековую историю улица не имела искусственного освещения. Теперь оно там появилось: дюжина металлических опор, на каждой из которых — по два светодиода.
Кстати, доля таких источников света на острове Котлин значительно выше (около 82 %), чем во многих других частях Петербурга. И будет оставаться таковой, видимо, еще долго. Программа комплексного развития этой территории предусматривает строительство и реконструкцию улично-дорожной сети, замену коммуникаций и сооружение новых объектов. Некоторые новые линии наружного освещения, появившиеся там в ходе этих работ, уже перешли в оперативное управление «Ленсвета». Это участки Цитадельского шоссе (от улицы Гидростроителей до улицы Литке) и улицы Гидростроителей (от того же шоссе до КАД).
Дорожники построили также километровый участок трассы от Цитадельской дороги до улицы Адмирала Грейга, обеспечив проезд к Музею военно-морской славы, парку «Остров фортов» и скверу «Инчхон». А светотехники установили на всех этих объектах 240 светодиодных ламп, освещающих дорожное полотно и пешеходную зону.
Особое место у специалистов, отвечающих за эту работу, занимает город Пушкин, отметивший в июне 315‑летие. По подсчетам энергетиков, его освещают сегодня 10,2 тыс. фонарей. В круге света, таким образом, находятся больше сотни улиц и магистралей, 50 жилых кварталов, четыре городских сада и парка (не считая 18 объектов с художественной подсветкой). Больше трети из этих светильников — со светодиодными матрицами. То есть более надежные, экономные и энергоэффективные. До конца года их наверняка станет больше: в адресную программу-2025 профильный комитет Смольного включил несколько таких новых объектов в Пушкине.
Системой освещения намечается «наделить» также сад у Египетских ворот (работы начнутся в этом году, а завершатся в следующем), часть Московского шоссе в Пушкинском районе и проезд от деревни Грачевка до садоводства в Павловске. Кроме того, специалисты обновят художественную подсветку в арке между Лицеем и Екатерининским дворцом.
Читайте также:
Трамвай вышел из тени деревьев. Специалисты обсудили, как сделать городскую среду более комфортной
Экосистема умного города. Разработки петербуржцев удостоились престижных наград
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7943) от 08.07.2025 под заголовком «Светлые замыслы мастеров».





Комментарии