Почему Петергоф ограждается от художников?

Как главную площадь города Петергофа превращают в филиал турецкой Антальи? Как проводил здесь свободное время Герман Греф и по каким пейзажам тоскует художник?

Почему Петергоф ограждается от художников? | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Известный живописец-реалист, член Санкт-Петербургского союза художников и житель Петергофа в третьем поколении Сергей Сергеев впервые за двадцать лет раскрывает «Санкт-Петербургским ведомостям» семейные секреты.

Воруют - значит ценят

«Как говаривал Александр Герасимов (народный художник СССР. - Ред.), картина без рамы - как генерал в бане, - рассказал Сергей Иванович. - Работу надо еще «списать» с рамой, чтобы они жили вместе. Не случайно многие картины художники заканчивают уже на выставках».

Квартира Сергеева, как и полагается у художников, - она же мастерская и она же - картинная галерея. Глядя на закаты над дворцами и парками, вспоминаешь картины Куинджи, садовые домики у Бельведера на фоне церкви Великомученицы Александры вызывают в памяти образы Саврасова. Сергеев примеряет к раме закат над Красным прудом. Вид на этот пруд открывается из окна.

«Я где живу, то и пишу. Не из окна, с натуры. Там, на пруду, и писал. А заказные вещи, конечно, в мастерской делаются. По заказу-то много чего приходилось делать, было время, росписи делал в Краснодарском крае. Я работал и в Германии, и во Франции. Выставлялся и писал в Бордо и в Париже. Но мне дорог Петергоф, и никуда я уезжать из Петергофа не хочу».

В 2003-м подтвердилось, что творчество Сергея Ивановича ценителями искусства крайне востребовано. Ограбили его мастерскую, которая тогда находилась на петергофском вокзале (в помещении, где до революции была квартира директора вокзала). Украли 43 картины - в основном те, что печатались в иностранных каталогах. Расследование вела транспортная прокуратура, но ее «шерлоки» так ничего и не нашли.

Не меньше, чем по утраченным картинам, художник тоскует по утраченным пейзажам. Ему довелось поработать в парке Константиновского дворца в Стрельне, в котором раньше можно было свободно гулять, а сейчас туда пускают только с экскурсией.

«У меня более десяти работ написано прямо в парке. Одна из моих работ у них на постоянном хранении (во Дворце конгрессов. - Ред.). Говорят, она нравится президенту. Это была последняя работа с видом Константиновского дворца, написанная до его ремонта».

Парк как праздник

Было время, в парках проводили вечеринки, рассказывает наш собеседник. И при этом украли две вазы. Их потом нашли - в заливе... Видимо, кто-то решил погулять. С той поры парки стали обрастать заборами. С точки зрения Государственного музея-заповедника, это абсолютно необходимо, иначе территория и находящиеся на ней памятники останутся один на один с хулиганами.

Конечно, для жителей Петергофа это обидно. Ведь они были непосредственно связаны с парком, они в нем жили, все восстанавливали парк после Великой Отечественной войны. Все праздники проводили в парках. Сергеев знает все это на примере своей семьи. Один его дед был командиром военной гавани Петергофа. Дом его стоял в парке на берегу залива. Другой дед был художником и всю жизнь писал парк.

Отец, перед тем как отправиться в школу, каждое утро должен был выйти в море, проверить сети и собрать рыбу (на дворе были 1930-е, жили голодно). И когда по заливу шла плотва, весь Петергоф сидел на берегу и ловил рыбу.

«У нас в Петергофе был такой старичок, который каждое утро чистил канавки. Обходил и чистил. Ему платили какие-то копеечные деньги за его работу. А потом он умер. И его жена стала ходить чистить эти канавки вместо него... Понимаете? Это люди, для которых не деньги были важны. Для них был важен сам этот город».

Сергеев хранит разрешение художника на работу в парке в одной папке с газетными вырезками об открытии своих выставок. Раньше на такие события приходили первые лица города Петергофа. Но одновременно с ростом заборов как будто угасал интерес чиновников к искусству.

«Дело не в том, чтобы меня уважить. Но неужели им самим неинтересно? Раньше-то обязательно приходил глава администрации, - рассказывает Сергей Иванович. - Или тот же Герман Оскарович Греф. Он когда возглавлял КУГИ, всегда бывал на выставках. (В 1992 - 1994 годах Греф - председатель комитета по управлению имуществом Петродворца, заместитель главы администрации Петродворца. - Ред.) Кстати, тут рядом, на Торговой площади, стоит фонтан, поставленный благодаря усилиям Грефа. Правда, фонтан, конечно, не к месту, хоть сам по себе и неплох...».

Напомним, фонтан на главной площади Петергофа установили на том месте, где в XIX веке была чаша для стирки солдатского белья (портомойня). До наших дней она не дошла. Несколько лет назад возглавляемый Грефом коммерческий банк согласился профинансировать устройство здесь современного фонтана. Работы оформили как воссоздание старинного сооружения, хотя общего между ними, похоже, совсем немного.

Малые очаги культуры

«Все-таки Петергоф в основе своей связан с художественной культурой Италии и Франции, - объясняет Сергей Иванович. - Наши регулярные городские планировки, площади, фонтаны связаны с европейской традицией. А когда сделали этот фонтан светомузыкальный... Понимаете, люди приходят и говорят: ну прямо как в Анталье! Или: ну прямо как в Арабских Эмиратах! Видно, что совсем другая культура».

Европейской культуре Петергофа явно не идет на пользу и то обстоятельство, что в этом городе, по сути, нет полноценного выставочного зала. В 1990-е Сергеев был одним из инициаторов создания художественной галереи на Правленской улице и долго работал ее директором. Но старинное здание требовало ремонта, денег на это у художников не было. В итоге галерею закрыли, а постройку передали музею-заповеднику. Тот использует ее под свои экспозиции. Теперь выставочного зала в окрестностях нет, и живописцы вынуждены находиться в постоянном творческом поиске: где приткнуться со своими полотнами.

Одно из таких пристанищ - культурный центр «Каскад» (бывший кинотеатр). Но он пока не оборудован для проведения выставок - свет не тот. К счастью, есть еще библиотеки. В Петергофе и Стрельне это местные очаги культуры. Особенно полюбилась Сергею Ивановичу детская библиотека в Стрельне. Там, говорит творец, и коллектив замечательный, и хороший зал на 30 работ. В Центральной библиотеке Петергофа тоже порой проходят выставки нашего героя. Бывает, что картины можно продемонстрировать и во дворцах. Недавно у Сергеева была выставка в галерее Львовского дворца в Стрельне.

«Если сравнивать Петергоф и Пушкин - то сколько в Пушкине и галерей, и выставочных залов! И там совершенно другое отношение к художникам. К сожалению, Петергоф ничем таким похвастать не может. А зря», - разводит руками Сергей Иванович.

Материал был опубликован в газете под № 089 (6198) от 22.05.2018 под заголовком «Закат на Красном пруду».

#Петергоф #художники #пригороды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (6198) от 22.05.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.