Зачем дворцу сараи?
Подземные дворцы - так пафосно с советских времен зовут первые станции метрополитена, щедро декорированные мрамором, бронзой, мозаикой, лепкой... Они давно уже признаны памятниками архитектуры. Ленинградец-петербуржец любит свое метро и потому примечает все изменения, которые в этой «подземной империи» происходят.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Например, в прошлом году заметил в нижнем зале станции «Площадь Восстания» некое строение, возведенное прямо в арочном проходе к поездам... Не какая-нибудь временная загородка, отделяющая от пассажирской суеты ремонтируемый участок, а капитальное помещение, зашитое гофрированной жестью с дверями и амбарным замком!
Еще больше человек удивился, когда спустя какое-то время напротив этого таинственного строения, также в арке, ведущей к противоположной платформе, увидел другой подобный не то ларь, не то сарайчик, а потом на другом конце подземного зала - третий... и четвертый, запертые кодовым замком. Если так дело пойдет, то скоро на станции все арки загородят - к поездам не выйдешь, заволновался человек и написал в газету. Есть в «Санкт-Петербургских ведомостях» такая рубрика «Вопрос - ответ».
«Разве можно так обходиться с культурным наследием? Тем более что «Площадь Восстания» (архитекторы Вера Ганкевич, Борис Журавлев, Игорь Фомин, инженер-конструктор Евгений Эрганов) была флагманом первой, красной, линии Ленинградского метрополитена. Именно здесь 15 ноября 1955 года состоялся исторический митинг его открытия, - написал нам культурный пассажир. И добавил: - Наверху вокруг станций метро всевозможные лари и киоски сносят, а выходит, внизу можно их строить?»
Редакция переадресовала этот вопрос в ГУП «Петербургский метрополитен» и в КГИОП, наблюдающий за использованием объектов культурного наследия в Петербурге. И получила ответы.
Вот что сообщила нам пресс-служба подземки: «Модули, о которых говорит читатель газеты, применяются в Петербургском метрополитене не впервые и служат для размещения оборудования, материалов и работников, которые занимаются ремонтом. На тех станциях, где сейчас присутствуют такие временные сооружения (их место определяется комиссией с привлечением заинтересованных подразделений), идет комплексный ремонт служебных помещений и пассажирской зоны... По окончании ремонтов временные модули и загородки демонтируются».
Буквально в тот же день, когда редакция получила эту бумагу, гофрированную жесть подземных ларей, крашенную серой краской, перекрасили в цвет слоновой кости, отчего те приобрели еще более капитальный и долговременный вид.
В КГИОП мы хотели выяснить, выдавалось ли разрешение на сооружение неких строений в пространстве станции и как взаимодействуют в подобных ситуациях орган охраны памятников и Петербургский метрополитен. Комитет прислал нам ответ с приложением на 13 страницах. В этом документе с иллюстрациями перечислены... все предметы охраны «Площади Восстания», утвержденные распоряжением комитета от 29 апреля 2014 года. Занимательное чтение: лепные фризы, вентиляционные решетки «под бронзу», литые фонари, 6 бронзовых барельефов - тондо (значит - круглый. - Прим. ред.), 22 мраморные скамьи. Настоящий справочник советского ар-деко, живой учебник для нынешних и будущих дизайнеров. Арки, ведущие к платформам, в списке предметов охраны также не забыты... На станции, говорится в ответе КГИОП, в ночное время ведутся работы по промывке и обеспыливанию интерьеров по программе подготовки к чемпионату мира по футболу. В помещениях, о которых говорит читатель, хранится оборудование, необходимое для проведения «очистительных работ». Временные «заборы», по уверению сотрудников КГИОП, не крепятся к стенам и не нарушают предметов охраны. Поэтому их установка не требует согласования.
Пусть читатель-пассажир решает, устраивают ли его эти официальные ответы. Кстати, на форуме SubwayTalks.ru, где обсуждаются всевозможные темы, связанные с метро, есть раздел «Ремонты на платформах станций». Одно из последних сообщений гласит: «Все чаще перестаю узнавать метро родного города. Уже много лет ремонты на станциях и путях производятся с сооружением временных заборов/сараев и заглушек в межколонном пространстве станций. Почему-то в Москве такого не наблюдается. Чисто питерская тема. Стыдно за Петербургский метрополитен».
А что думают по этому поводу люди, причастные к созданию «подземных дворцов»?
Вот мнение эксперта Всемирного клуба петербуржцев Ивана Уралова - монументалиста, соавтора художественного оформления станций метро «Улица Дыбенко», «Озерки», «Достоевская», «Крестовский остров», «Спасская»:
- Метрополитен обязан обеспечивать транспортные услуги, но должен понимать, что он управляет памятниками мирового значения. Их нельзя искажать как на поверхности, так и под землей - ни в угоду системам мелкорозничной торговли, ни системам информации, в том числе примитивным, когда стикеры-указатели наклеиваются на камень и металл, стены и полы. Реклама же должна быть в основном изгнана, а немногочисленная торговая обеспечиваться дизайном самого высокого качества... Помню свое радостное ощущение молодого монументалиста, думал, что буду работать на вечность. Оказалось совсем не так. Недавно мозаику «Времен года» на полу станции «Озерки» исказили банальной плиткой...
- Может быть, красота, эстетика становятся обузой для метрополитена? - спросили мы художника.
- На мой взгляд, у государства достаточно средств, чтобы содержать первые станции в том виде, как они были задуманы авторами - архитекторами и дизайнерами, - сказал Уралов. - Другое дело, что метро становится все более нагруженной транспортной системой. 60 лет назад оно воспринимались как образец общественной красоты, которой людям не хватало в обыденной жизни. Сейчас у него нет такой функции - это средство быстрой доставки из пункта А в пункт Б. И мы оказываемся перед выбором. Если продолжаем линию на значение эстетики в ее традиционном понимании, то метрополитен не должен играть роль естественного монополиста, определяющего, что красиво, что некрасиво. Необходимо вернуться к практике конкурсов на дизайн и разнообразное художественное оформление станций с публичным обсуждением и профессиональной экспертизой представленных проектов.
Если же мы переходим в режим полной экономии, то следует совсем отказаться от традиционного и дорогостоящего оформления станций. Оставить монументальное искусство в метро в форме музейного экспоната ушедших эпох и использовать современные технологические средства выразительности.
Народная мудрость гласит: «Нет ничего постояннее временного». Зная это, пассажиры и газета будут с нескрываемым интересом ждать, когда закончится «обеспыливание интерьеров» станции «Площадь Восстания» и памятник приобретет свой классический вид.
Комментарии