За Петербург!

Ровно четверть века назад, 6 сентября 1991 года, нашему городу было возвращено его историческое название - Санкт-Петербург. Таково было решение президиума Верховного совета РСФСР. Напомним, ему предшествовал референдум 12 июня 1991 года, состоявшийся одновременно с первыми выборами президента России и мэра города (тогда еще Ленинграда), на котором 54% принявших в нем участие ленинградцев высказались за Петербург.

За Петербург!  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

...Мне было тогда семнадцать лет, и права голоса на выборах и референдуме у меня еще не было. Но, признаюсь, я всей душой был за Петербург, хотя вопрос о названии города разделил представителей нашей семьи. Старшее поколение, пережившее войну, было за Ленинград, среднее и младшее - за Петербург. Знаю, что подобная ситуация была не только у нас дома. И многие из тех, кто голосовал за Ленинград, впоследствии не смирились с переименованием и продолжали называть город по-прежнему.

Четверть века назад почти одновременно с Ленинградом исторические названия вернули нынешние Тверь, Владикавказ, Нижний Новгород, Самара и Екатеринбург. Сегодня, оглядываясь назад, можно с большой долей уверенности сказать, что их советские наименования ушли в прошлое: многие ли помнят сегодня, например, что Владикавказ именовался в честь Григория Константиновича Орджоникидзе? Однако с Ленинградом (как и со Сталинградом) совершенно другая история.

Два города стали символами величайших битв в истории Великой Отечественной войны, беспримерной стойкости, мужества и героизма. И едва ли можно подозревать парижан в том, что, сохраняя доныне в своей подземке название станции Stalingrad, они поют хвалу вождю народов. Точно так же и Ленинград - это прежде всего память о подвиге жителей блокадного города.

Вот почему за прошедшие с 1991 года четверть века название «Ленинград» не ушло из памяти. Оно осталось важнейшей частью жизни города, самосознания горожан. Просто невозможно, даже если бы кому-то и хотелось, вычеркнуть из летописей, из памяти ленинградский период истории нашего города. Ленинград - это в полном смысле слова святое.

И не случайно год назад при въезде в наш город со стороны Пулковского шоссе были торжественно открыты сразу два обновленных четырехметровых въездных знака: «Город-герой Ленинград» и «Санкт-Петербург».

...Говоря о событиях 25-летней давности, нельзя не вспомнить, как непросто было многим горожанам воспринимать вернувшееся новое-старое имя города. На пригородных железнодорожных станциях у дежурных просто язык не поворачивался объявлять «электропоезд на... Петербург». Да и дикторы городского радио первое время никак не могли привыкнуть: говорили в «Ленинграде - Петербурге».

Возникали и вопросы: как правильно сокращать, как называть город в обыденной жизни? Не говорить же всегда полностью «Санкт-Петербург»... Ведь и до 1914 года, когда Петербург стал Петроградом, приставка «Санкт» использовалась не всегда, даже массовые городские газеты именовались проще: «Петербургский листок», «Петербургская газета»... (Хотя «Санкт-Петербургские ведомости», издание Академии наук, всегда были именно «Санкт-Петербургскими ведомостями».)

В итоге установилась практика, которая не слишком отличается от дореволюционной: в обиходной речи мы чаще называем город Петербургом, а в документах, в официальных названиях чаще звучит полное - «Санкт-Петербург».

А еще 25 лет назад стало вдруг набирать популярность совсем обиходное и далекое от всякого официоза и пафоса наименование нашего города - Питер. Вокруг него доныне продолжаются дискуссии: кто-то его терпеть не может, считая неуважительным по отношению к городу, а кто-то воспринимает как должное.

Между тем название это появилось еще в XVIII столетии, а первое письменное упоминание исследователи нашли еще в комедии Фонвизина «Недоросль» в 1764 году. Питером северную столицу именовал и Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву», а Карамзин в «Истории государства Российского» прямо пишет: «Простой народ говорит у нас Питер вместо Петербурга». И как тут не вспомнить дореволюционную поговорку: «Питер бока повытер...»? Или еще вариант, чуть более уважительный: «Батюшка Питер бока наши вытер...».

Кстати, вслед за Питером появилось в нашей современной речи и понятие «питерцы». Вот это уже, несомненно, режет ухо. Однако залезаю в толковый словарь русского языка Ушакова и вижу слово... «питерщик». Так, оказывается, обозначался «бывалый человек, бывавший и промышлявший в Петербурге».

Так что и Питер - это тоже неотъемлемая часть истории и жизни нашего города.

...Иногда думаю: а что было бы, если бы на волне радикальных преобразований, романтических иллюзий и всеобщей эйфории, царившей в стране после августовских событий 1991 года, название городу не было возвращено?

Возможно, этого не случилось бы и по сей день. Ведь есть и доныне на карте России крупные города, которым логично было бы вернуть их исторические имена, однако Киров так и не стал снова Вяткой, Ульяновск - Симбирском, Краснодар - Екатеринодаром... А ближний к нам Кингисепп - Ямбургом. Да и Ленинградская область сохраняет свое наименование.

Впрочем, есть и сегодня другие примеры. Несколько лет назад старые названия обрели два небольших города: в 2005 году Беднодемьяновск в Пензенской области снова стал Спасском, а спустя два года Красногвардейское в Белгородской области вернуло имя Бирюч. Идет трудный и медленный процесс по возвращению городу Тутаеву в Ярославской области (названному в честь красноармейца Тутаева) его исторического имени - Романов-Борисоглебск.

Очень непросто все в нашей жизни, в нашей топонимике. Тем памятнее историческое событие, произошедшее 6 сентября 1991 года, ровно четверть века назад.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (5781) от 06.09.2016.


Комментарии