За парадным фасадом. Почему парк Лесотехнической академии пришел в упадок

Парк Лесотехнической академии (ныне - университета) знаком мне с детства. Необычный холмистый рельеф, совсем не свойственный нашему городу, извилистые дорожки, живописные пруды... У этого парка большая и славная история, связанная с именами выдающихся ученых-лесоводов и ландшафтных садовников. Знаю, что этот зеленый уголок очень любят жители ближайших районов, для них он лучшее место отдыха и вдохновения.

За парадным фасадом. Почему парк Лесотехнической академии пришел в упадок | Такая «красота» - совсем рядом с главным зданием. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Такая «красота» - совсем рядом с главным зданием. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

- Давно были в нашем парке? - спросила меня живущая неподалеку от него Наталья Большакова, преподаватель 74-й гимназии. - Приезжайте посмотрите, что у нас происходит. Зрелище грустное: видно, что парк давно не чистили от дикорастущей поросли, дорожки не подметали... Даже скамеек почти нигде нет. Все, кто бывает здесь, говорят: парк замечательный, но какой же он неухоженный! Как его жалко! Удивляет, что запустение происходит при учебном заведении, которое призвано обучать и воспитывать будущих лесоводов...

В путь по зеленому массиву мы отправились со стороны улицы Карбышева от бывшей водонапорной башни - памятника культурного наследия федерального значения. Высокое краснокирпичное здание, возведенное архитектором Адамом Дитрихом, - яркий образец промышленной архитектуры начала ХХ века. Узкие окна на самом верху делают его похожим на донжон средневекового замка.

Помню, как некоторое время назад, когда постройку отдали в аренду экологическому движению «Зеленая волна», здесь закипела жизнь. Волонтеры занимались ремонтом, проходили музыкальные концерты... Однако стоимость аренды увеличилась, и «неформалы» съехали. С тех пор башня пустовала и стала разрушаться...

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры увидел в этом нарушение охранных обязательств вуза и через Арбитражный суд взыскал с Лесотехнического университета 250 тысяч рублей. Также предписал в течение шести месяцев выполнить и согласовать документацию по техническому обследованию несущих конструкций здания, а в течение 30 месяцев произвести реставрацию.

Но уже было поздно. С пустовавшей башней случилась та беда, что обычно происходит с бесхозными зданиями: случился пожар. Кирпичные стены устояли, но изнутри здание выгорело, крыша рухнула...

- Да, после пожара возвели временную кровлю, но - обратите внимание - ее размеры меньше, чем периметр башни, и под нее затекает дождевая вода. Так не должно быть, - вступает в разговор директор ботанического сада Лесотехнического университета Нина Адонина. - Крышу можно ведь было сделать с выпуском хотя бы на полметра.

А ведь какой изюминкой могло бы стать это сооружение! Ученическое научное общество, которым руководит Наталья Большакова, подготовило концепцию приспособления здания под краеведческий музей. Прецедент есть: подобная башня на территории Политехнического университета не просто в идеальном состоянии, но и служит украшением вузовского парка. Более того - используется именно как музей.

Свое видение у Нины Адониной:

- Здесь можно было бы сделать музей Лесотехнического университета - это ведь старейший лесной вуз страны. Ему в этом году исполнилось 215 лет. Есть уникальные экспонаты. Музей был бы интересен не только студентам и преподавателям. А еще лучше устроить тут культурно-просветительский центр.

Увы, мечты пока разбиваются о реальность, которую приходится наблюдать каждый день. Например, на территории возле 2-го учебного корпуса, где нынешней весной и в начале лета ремонтировали фундамент.

- Посмотрите сами: работы велись неаккуратно, если не сказать варварски. После окончания ремонта примыкающую территорию парка не привели в порядок. Прямо на выступающих корнях деревьев брошена арматура, куски бетона. А ведь этим лиственницам по полторы сотни лет. У одной, которая наклонилась, вообще часть корней обрубили... Я пыталась бороться, но все оказалось бесполезно, - говорит Адонина.

Еще одна печаль - судьба старой оранжереи в ботаническом саду Лесотехнического университета с западной стороны от дома № 5, литера С, по Институтскому переулку.

- Оранжерею решили отремонтировать, и это в принципе было правильно. Но вместо этого ее просто снесли, а взамен возвели что-то вроде огромного парника с поликарбонатным остеклением, который к тому же еще по своим размерам гораздо больше прежней оранжереи, - рассказывает Адонина. - Строили быстро и не очень качественно: фундамент неутепленный, гидроизоляции нет. От разрушенной оранжереи уцелел только небольшой фрагмент кирпичной стены, использовавшейся для отопления: внутри нее проходили воздуховоды.

Как выясняется, разобрали оранжерею без разрешения и согласования с КГИОП. И хотя она не являлась объектом культурного наследия и предметом охраны, но располагалась в границах памятника, так что настолько вольно поступать с ней не имели права.

- Снесенная оранжерея имела еще и мемориальное значение, - говорит Адонина. - По воспоминаниям старейших сотрудников академии, она действовала всю блокаду и в ней не погибло практически ни одного растения. Кроме того, в первую, самую страшную, блокадную зиму в этой оранжерее отогревали людей. Печь здесь топилась постоянно, она давала очень хорошее тепло...

Теперь охранное ведомство пытается через суд добиться, чтобы новую теплицу снесли и воссоздали прежнюю оранжерею.

Что же касается самого парка, то еще в сентябре прошлого года Арбитражный суд взыскал с Лесотехнического университета 200 тысяч рублей «за неисполнение требований охранного обязательства», а также предписал в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить благоустройство.

Дабы быть объективными, мы поинтересовались, что думают по этому поводу в самом Лесотехническом университете. В прежние годы содержанием парка занимался его ботанический сад, с сентября прошлого года - собственное садово-парковое хозяйство. Это новая структура, созданная с нуля. В ней числятся 22 человека - озеленители, дворники, инженерно-технические работники, транспортники. Кроме того, к уходу за парком привлекают студентов: они оказывают большую помощь во время учебной и производственной практики.

Как рассказал директор садово-паркового хозяйства Николай Воронков, территория большая, 50 гектаров, и трудностей с ее содержанием действительно много. Целевого финансирования на парк не выделяют, поэтому администрации вуза приходится изыскивать внебюджетные средства.

- Когда парк был в ведении ботанического сада, там только убирали мусор. Теперь у нас совершенно другие масштабы работ, - оптимистично пояснил Воронков. - Мы ведем санитарную рубку, ухаживаем за дорожками, занимаемся дренажной системой. И еще много чего запланировано... Если раньше основным средством «механизации» были только грабли, теперь у нас есть косилки, триммеры, воздуходувные машины для сбора листвы. Правда, мини-тракторы, заявку на которые мы подавали в министерство, нам пока не дали, но мы в этом году будем запрашивать снова.

Сказанному очень хочется верить, но увиденное нами собственными глазами все-таки говорит о том, что сегодня ухода парку явно не хватает. В идеальном состоянии только его «представительская» и учебная части - в радиусе нескольких сотен метров от фасада главного здания. А если отойти чуть дальше, то, увы, можно увидеть весьма неприглядную картину...

#парк #Лесотехническая академия #город #зеленые насаждения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6251) от 21.08.2018 под заголовком «За парадным фасадом».


Комментарии