За лотками Просвета не видно

Читатель рвал и метал. Кратко его речь (без сохранения стилистики и терминологии) можно изложить следующим образом: «Сильно взволновало наличие у станции метро «Проспект Просвещения» чрезмерного количества нестационарных коммерческих объектов, не соответствующих нормам санитарии, и многочисленных объявлений, не соответствующих нормам морали».

 За лотками Просвета не видно | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Он даже подсчитал эти объекты. На площади перед станцией метро - больше 10 ларьков, 20 овоще-фруктовых точек и неисчислимое количество бабушек, торгующих с земли и с ящиков (по его словам, занимающих две трети тротуара). Непосредственно вдоль тротуара на проспекте Просвещения (в обе стороны от пересечения с проспектом Энгельса) - более 50 ларьков.

«Уж сколько раз твердили миру...» Применительно к ситуации: уж сколько раз на Просвете сносили что-то несогласованное и разгоняли что-то незаконное! И в 2012-м, и в 2013-м... В прошлом году даже был организован образцово-показательный снос аж 30 ларьков. С приглашением СМИ.

СМИ приехали, а сносить некого. Ларьки оказались фургончиками, которые примерно за полчаса до появления полиции и журналистов завелись и уехали. А бабушки-«коробейницы» просто отошли в сторонку. Тогда, чтобы телевидение хоть что-то могло «подснять», под камеру разобрали киоск с шавермой, которого даже не было в списке незаконных. Объявили, что он, мол, расположился ближе к остановочному павильону, чем предусмотрено какими-то правилами.

Здесь, наверное, было бы уместным вместе с возмущенным читателем затопать ногами, закричать о незаконности, об ужасной грязи несанкционированной торговли, о ящиках, которые позорят культурную столицу... Но, похоже, это какой-то плоский, однобокий и схематичный подход к проблеме «коробейников». Захотелось вместо топанья и крика совершить беспристрастный вояж по местам их обитания. А это прежде всего территории, прилегающие к станциям метро.

Похоже, до полудня уличные торговцы еще только готовятся к рабочему дню, который в полную силу закрутится лишь в 16 - 17 - 18 часов, когда у метро начнется час пик.

С утра - около 11 часов - на площади перед «Проспектом Просвещения» коммерсантов практически не было. Три-четыре женщины копались в своих кулях, раскладывали табуретки и ящики. Несколько продавцов посерьезнее «принимали товар», выгружали из легковых автомобилей коробки и «оборудование» - металлические раскладные столы, больше похожие на сушилки для белья. Рядом скучал полицейский (в редакции имеется фото, если администрация Выборгского района заинтересуется этим вопросом).

Примерно такая же картина наблюдалась в начале двенадцатого у станции метро «Озерки». Но «Удельная» уже кипела. Правда, она всегда кипит в торговом смысле. Близость к железнодорожной станции и к вещевому рынку дает о себе знать.

У «Пионерской» и на «Черной Речке» в полдень ярмарка набирала обороты. Здесь давно уже перемешались профессиональные коммерсанты и «коробейники»; разрешенные и несанкционированные; торгующие «от себя» и «от хозяина»; имеющие договор (с кем, интересно?) и без всяких документов; с палатками, подключенными к каким-то электросетям, и с кусками клеенки на земле вместо прилавка, с коробками и ящиками... В изобилии - женщины с цветами: ландыши, тюльпаны, нарциссы, сирень... Забавно, что бабушка торгует букетами сирени, стоя в пяти метрах от куста такой же сирени. А может быть, и той самой...

- Дама, купите бюстгальтер.

- Примерить дадите?

Она не оценила шутку:

- Несколько лет назад можно было в соседний дом в «парадняк» сходить. Мы там с бабушкой на первом этаже договорились. А теперь просто прикладывают, кто не стесняется.

Стесняться, похоже, давно некому и нечего. Рядом с таких же коробок торговали мужскими трусами. Были еще носки-колготки (от хозяина), вязаные тапочки (от себя), юбки и наволочки (неизвестно от кого) - очень пожилая бабушка развесила это барахлишко на низкую решетку, которая отделяла тротуар от газона.

Были также очки (уж, конечно, не «от себя»). Прилавок с коробочками («Вам «плюс» или «минус»?) и стойка с солнцезащитными очками. Товар брали охотно. Кое-кто даже консультировался с дамой-продавцом, как с окулистом и со стилистом. Честно говоря, стилист в ней был гораздо сильнее окулиста. Она без умолку болтала про то, что и очки могут быть зеркалом души.

С продавцом носков удалось поговорить не о товаре, а о ней самой. Она одна из немногих «коробейников», которые работают не сезонно, а круглый год:

- Когда холодно было, становилась поближе к метро: там и козырек имеется, и теплом веет.

Заработная плата, как правило, 700 - 800 рублей в день плюс 10 процентов от продаж. Для пенсионера - целое состояние. Похоже, никто из «коробейников» (за исключением «окулиста») даже не задумывается, что, по сути, работает в солидной торговой компании, у которой может быть и 10, и 20 точек и которая просто нашла свою форму существования. Стоит лишь приглядеться, как у каждой станции метро увидишь «окулистов» с одинаковыми стойками, ящики с одинаковым нижним бельем, носками, шарфами... Одно слово - «сети».

Про овощи-фрукты, сухофрукты-орехи и говорить не приходится. У этой «сети», кажется, кто-то одним почерком от руки пишет ценники для всего города - на плотной коричневой бумаге, черным маркером.

Борьба с незаконными киосками, ларьками и автолавками - это дело властей, которое, будем честны, не так уж тревожит граждан. Многим даже удобно прикупить что-то на ходу. Зачастую существенно дешевле, нежели в магазине. И мало кто из жителей Выборгского района с такой же непримиримостью относится к уличной торговле на Просвете, как возмущенный читатель.

А вот такие же явления в исторической части города не устраивают всех: станции «Площадь Восстания», «Чернышевская»... А «Владимирская» - это и вовсе притча во языцех по части торгового безобразия. И без того узкий тротуар обсижен бабушками-тетушками и банками, пучками редиски, корзинками с яблоками и прочими припасами. Выходя из метро, необходимо ухитриться не наступить на урожай и его хозяйку.

А насколько законны выросшие сегодня на каждом углу - и не только у станций метро - дощатые будки с сезонным товаром, остается лишь догадываться. Официальный путь размещения такой торговли долог и ветвист: от составления и согласования схем расположения до оформления аренды на квадратный метр городской земли... Но кто ж пойдет этим путем, если есть другие?! И даже если кто-то в очередной раз придет образцово-показательно тебя снести, ты всегда сможешь отойти в сторону и переждать.

#санитария #нормы #торговля

Комментарии