За хрустальной мечтой. День открытых дверей провел «Пассажиравтотранс»
День открытых дверей «Пассажиравтотранса», состоявшийся на днях, привлек свыше двух сотен петербуржцев, зарегистрировавшихся предварительно на сайте предприятия. Эта акция, приуроченная к очередной годовщине открытия в нашем городе регулярного автобусного движения, прошла, правда, не на всех производственных площадках перевозчика, а лишь на одной, но наиболее привлекательной для любознательных горожан. Свои двери распахнул перед ними возродившийся год назад после масштабной реконструкции автопарк № 3, что на Хрустальной улице.
ФОТО пресс-службы комитета по транспорту СПб
Ретроавтобус совершил в тот день два рейса, доставляя любителей автомашин — всех возрастов, от мала до велика — к месту экскурсии. И оба раза «Икарус»-гармошка отходил от площади Александра Невского с полным салоном.
Судя по всему, гости нисколько не пожалели о времени, проведенном здесь. Ведь им выпала редкая возможность побывать в самом продвинутом петербургском автопарке, предназначенном для газомоторной техники, узнать историю появления этого объекта. А она весьма примечательна…
В начале 1950‑х, когда Ленинград еще не залечил свои раны, нанесенные в годы войны, власти города решили обеспечить, так сказать, дополнительную кровлю быстро растущему общественному транспорту. Место для этого выбрали, пожалуй, не самое подходящее, зато недалеко от исторического центра, в Невском районе. Автопарк № 3 Ленинградского управления автотранспорта прямо‑таки втиснулся между Мукомольным комбинатом имени Кирова и Психоневрологическим институтом имени Бехтерева.
Получилась не прямоугольная, как везде, ремонтно-моечная автозона, а производственная площадка каплевидной формы. Со стороны Хрустальной улицы там выросли административные корпуса, построенные, по замыслу института «Ленпроект» (точнее, его сотрудника — архитектора Эммануила Хевелева), в необычном для таких объектов стиле, созвучном классицизму. А за ними был построен огромный, самый крупный на ту пору в Европе, гараж площадью 15 тыс. кв. метров.
Это подразделение, открывшееся в 1957 году, во многих отношениях стало образцово-показательным: сюда приглашали, дабы передать опыт, транспортников со всей страны. А через полвека, когда его деятельность пошла на убыль, передали в аренду одному, как оказалось, не очень рачительному перевозчику. И корпуса автопарка со временем пришли в плачевное состояние. Разорвав с арендатором договор, владелец вынужден был признать, что вернуть к жизни известный некогда автобусный парк будет непросто…
Встретив участников Дня открытых дверей, сотрудник «Пассажиравтотранса» Сергей Пилипонский, выступивший в роли гида, начал свой рассказ с этой исторической справки. А гости, обратившись к стенду, увидели запечатленную на снимках картину разрушений и сопоставили ее с нынешним обликом автопарка.
В обновленном виде он предстал после многолетней реконструкции, которая обошлась в 2 млрд рублей (львиная доля средств поступила из городской казны, около 400 млн рублей выделил «Пассажиравтотранс»), 3 сентября 2021‑го. Автопарк № 3 был открыт к 95‑летию предприятия — в преддверии активной фазы реформирования транспортной системы Петербурга, предполагающей переход пассажирских автобусов на экологически чистые виды топлива.
Проект комплексной реконструкции и техперевооружения был подготовлен с учетом жестких требований к очистным сооружениям и безопасному обслуживанию газомоторного транспорта. Он опирался на мировой опыт и предусматривал применение новейших строительных материалов и технологий, рассказали специалисты.
По их словам, такого оборудования, которым оснащена эта площадка, нет ни в одном другом автобусном парке Петербурга. Здесь есть, скажем, портальные мойки с разным комплектом щеток, где могут принять «душ» одновременно два автобуса — обычный и сочлененный. Используются лучшие на сегодняшний день диагностические линии и «умные» подъемники, которыми командует один оператор. Ну и прочие отраслевые новинки, мечта транспортников, представшие взорам любителей техники.
Все процессы обслуживания машин, вернувшихся с линии, здесь полностью автоматизированы. Ремонтная зона расположена теперь в двенадцати боксах, отгороженных один от другого, которая появилась на месте бывшего гаража. Отдельные здания, правда, пришлось снести. А вот исторические постройки, обращенные фасадом к улице, были полностью сохранены…
Эта площадка рассчитана на 240 автобусов, работающих в основном на сжатом (компримированном) метане, и число ее «постояльцев» растет. Сегодня там располагается 64 единиц подвижного состава, курсирующих на шести городских маршрутах в разных районах. Часть обширных пространств автопарка пока простаивает (во время акции там разместилась выставка ретротехники). Но со временем, продолжая оснащать отдельные его участки, транспортники охватят все виды техобслуживания, включая покраску.
Новые машины находятся на двухлетней гарантии, и за то, чтобы они оставались в строю, отвечают поставщики. Причем зарубежные партнеры, немецкие и итальянские компании, предоставлявшие ранее комплектующие, продолжают выполнять свои обязательства, не хотят полностью уходить с российского рынка.
Скоро в автопарк поступит еще одна партия машин, а всего в нынешнем году «Пассажиравтотранс» получит 216 новых автобусов, обновив свой парк общественного транспорта на 10 %. Конечно, для такого развития нужны новые работники. Некоторые вакансии (водители, электромонтеры, слесари и др.) предприятие постаралось закрыть на Дне открытых дверей, устроив встречу его участников с кадровиками.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7248) от 06.09.2022 под заголовком «За хрустальной мечтой».
Комментарии