Южно-Приморскому парку исполняется 50 лет
«По медицинским показаниям» 50-летие Южно-Приморского парка отметить, к сожалению, не удастся... Или к счастью? Может быть, и хорошо, что шумное сборище и громкая музыка не потревожат покой старого парка. Белки станут еще наглее, а кувшинки зацветут гуще.
ФОТО АВТОРА
Парк торжественно открыли в 1970 году к столетию Владимира Ильича Ленина. Строго говоря, его основой стали территории старинных дач дореволюционной петербургской элиты – Миниха, Воронцова, Демидова. К ним лишь присоединили намывные участки.
Главной здешней заботой была, есть и, похоже, еще долго останется борьба с сезонной заболоченностью. Несколько дождливых дней – и дорожки покрываются топкой грязью. Особенно в «дикой» (намывной) части, что примыкает к улице Маршала Захарова.
«Советскость» парка была подорвана в ноябре 1999 года. В буквальном смысле – подорвана. Взрывом снесли 28-метровый обелиск в виде серпа и молота, простоявший здесь 30 лет. Как будто методом варварской войны с памятниками и символами можно добиться процветания страны и благополучия граждан.
В 2005 году попытались было при дать парку новое лицо. Посвятили его 60-летию Победы в Великой Отечественной. Так до сих пор и висит эта надпись, вводя в ступор посетителей, которые начинают на пальцах лихорадочно считать десятилетия.
В тот же год перед входом в парк запустили фонтан и установили цветочную композицию – корабль с алыми парусами. И получился салат из романтической любви Ассоль и памяти о Великой Победе, почему-то замаскированной струями воды. Впрочем, сейчас уже дело не столько в странном вкусе благоустроителей, сколько в неудовлетворительном состоянии надписи: металлические буквы слова «Победа» давно отогнулись от гранитного основания. Нехорошо!
От первых – времен СССР – лет в парке сохранился уникальный неполитизированный детский городок: крепостные стены, качели-карусели, скамейки... Но главное – штучные изделия работы скульптора Анато лия Киселева. Человек в художественном мире чрезвычайно известный и уважаемый, он создал фигуры для многих мемориалов, в том числе в японской Осаке. Его композиции украшают всесоюзный пионерский лагерь «Орленок». И вот здесь – в Южно-Приморском парке – до сих пор живут его слон, крокодил и черепаха: бетонные «лазалки», извечно любимые детьми. Правда, ныне они уже обшарпаны и облуплены. Но все так же обаятельны.
В дирекции парка утверждают, что в 2020 году скульптуры отреставрируют и покроют защитным слоем. Увы, похоже, это лишь мечты. Пока никаких сведений о грядущей реставрации нет. Как нет и денег.
– Зато совершенно точно есть проект реконструкции части нашей территории, – отметил директор парка Александр Куренков. – Работу курирует Центр комплексного благоустройства.
Если быть совершенно точным, то имеется желание благоустроить «дикую» северо-восточную часть парка вдоль улицы Маршала Захарова и чуть-чуть – вдоль улицы Доблести: примерно 8,7 гектара (общая площадь парка – 168,2 гектара). Здесь нет официальных входов и обустроенных дорожек. А есть протоптанные тропин ки. Те самые, которые после дождей быстро превращаются в болотца.
ФОТО АВТОРА
Строительная компания «Интекс», заключившая с центром благоустройства госконтракт на 9,7 миллиона рублей, взялась создать проект перемен. По условиям контракта, она может работать до конца октября текущего года. Потом – приемка работы. Потом – конкурс среди подрядчиков, которые готовы реализовать утвержденный проект. И только затем придет очередь самих работ. Не раньше 2021 года.
Пока разработаны лишь основные планировочные решения. Проектировщики предлагают сделать две входные площадки – и с улицы Доблести, и с Маршала Захарова – от которых в глубь парка проложить мощенные плиткой дорожки. В подтопляемых местах и на берегу Дудергофского канала соорудить деревянные помосты. Вокруг пруда, попавшего в зону реконструкции, расставить деревянные шезлонги. Вдоль улицы Маршала Казакова проложить велотрассу. Создать детский игровой городок с резиновым покрытием и площадку с навесом примерно на 50 человек для проведения чего-нибудь спортивно-зрелищного.
В документах госзакупки сказано, что общественные слушания по данному проекту не предусмотрены. Однако и без того жители района, пользуясь возможностью соцсетей, обсуждают идеи благоустроителей, пытаются предлагать свои. Сказать честно, общение носит характер междусобойчика. Но, возможно, проектировщики хоть одним глазком глянут, что придумали энтузиасты. Быть может, что-то пригодится.
Скажем, есть в глубине парка, в чудной березовой роще самодеятельная трасса для велотриала – дорожка по сильно пересеченной местности: с горки на горку, на трамплинчик, вверх, вниз... Дирекция парка, похоже, даже не в курсе, что в ее царстве имеется такое чудо. Окультурить ее, избавить от заболачивания, соорудить новый трамплин взамен нынешнего самодельного – и в парке появится собственная изюминка. А не только тривиальная велодорожка из ниоткуда в никуда длиной менее километра.
ФОТО АВТОРА
Вокруг всех парков города (за исключением разве что избранных – Летнего сада, Михайловского) давно уже сплотились группы активистов, готовых и отстаивать свое видение будущего территории, и бросаться защищать каждое дерево, каждый метр газона. На самом деле отрадное явление. Даже если активисты проявляют излишнюю подозрительность, если в малейших телодвижениях чиновников и коммерсантов видят заговор против зеленой зоны, они все равно играют положительную роль: заставляют власти как минимум делиться планами и объяснять свои действия.
Вот и при Южно-Приморском парке действует такая группа. Ее руководитель Марина Тихонова, человек в высшей степени активный. В группе также депутат МО «Южно-Приморский округ» Александр Кузнецов. Эти люди вызывают изжогу у многих чиновников от экологии и благоустройства. Кого ни спросишь – закатывают глаза и качают головой. Но, похоже, уважают! Во всяком случае опасаются проводимых ими акций «в поддержку» или «в защиту». И даже «не для печати» признают их правоту кое в чем.
Главное, за чем «бдят» активисты, это деятельность прихода Покрова Божьей Матери: сначала взял в аренду участочек парковой территории, выведенной ради него из состава зеленых насаждений общего пользования; потом построил небольшую деревянную церковь, затем (без разрешения города) – каменный храм Святого Иоанна Милостивого и домик причта; узаконил существование храма, несмотря на то что суд признал его «самостийным»; а затем появился проект строительства главного храма уже сложившегося комплекса – Покрова Божьей Матери.
Приход запросил высоту 45 метров. Тут-то общественность и вскинулась: не многовато ли высоты, да и вообще – храмов? Были и митинги, и петиции, и пикеты, и «конструктивные» разговоры с депутатами, властями и епархией, которые все равно срывались на крик. Представители прихода, в частности, руководитель PR-службы Ярослав Попович (имеется его письмо в редакцию), были не склонны серьезно относиться к настроению граждан. Отмечали, что люди выступают не против храма, а против вырубки деревьев, что они активизировались после «небезызвестных событий в Екатеринбурге в мае 2019 года».
Очевидно, Попович имел в виду массовые протесты екатеринбуржцев против строительства храма Святой Екатерины, которые дошли до прямых столкновений с частной фирмой, нанятой для охраны места будущего строительства. Хотя предположение, что именно те события возбудили деятельность группы «Сохраним Южно-Приморский парк», признаться, звучит в высшей степени странно. А вот про вырубку деревьев – это точно. Есть у организации порубочный билет или нет – общественность (особенно в Петербурге) все равно будет волноваться. И это прекрасно!
Как бы то ни было, но из официальной информации епархии, направленной депутатам ЗакСа, стало ясно, что в результате протестов приход отказался от идеи строить храм Покрова Божьей Матери. И правда, приход подтвердил свои планы построить вместо храма... часовню Покрова Божьей Матери высотой 8 метров.
Ныне территория, переданная приходу в аренду, обнесена глухим забором. На нем висит информационный щит, который гласит, что за ограждением до середины июня 2021 года будут производить «изменение планировочного устройства и покрытий». Трудно сказать, что означает эта загадочная фраза. Уже пару месяцев ни епархия, ни депутаты, ни комитеты Смольного не желают общаться с активом. А он продолжает волноваться.
В общем, год 50-летия парка, похоже, получается насыщенным разнообразными событиями. И все же главное – здесь все так же бегают белки, цветет сирень, липа, каштаны. Разрешат медики – закрутятся карусели и колесо обозрения, поплывут по Дудергофскому каналу лодки. И все будет, как всегда – в течение полувека.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6719) от 15.07.2020 под заголовком «Южно-Приморскому – 50!».
Комментарии