Ясли технаря

Еще несколько лет назад на набережной реки Карповки находились цехи НПО «Ленполиграфмаш». В 2006 году холдинг начал вывод производства из центра города в промзону «Северо-Западная». В 2012-м лакомый кусок земли на Петроградской стороне освободился от станков. Казалось бы, самым выгодным решением было застроить участок элитным жильем или ТРК. Однако производственный холдинг решил отдать территорию будущим инженерам, конструкторам и промышленным дизайнерам.

Ясли технаря | Молодежные технопарки заменяют студентам младших курсов производственную практику, на которую идут далеко не все предприятия Петербурга. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Молодежные технопарки заменяют студентам младших курсов производственную практику, на которую идут далеко не все предприятия Петербурга. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Теперь на набережной Карповки открыт Школьный технопарк. Потенциальных студентов технических вузов встречает корпус # 15, что с видом на Ботанический сад. Первое знакомство с профессиями будущего начинается в индустриальных музеях – классическом печатного дела и антимузее «Физленд», гости которого могут на время стать учеными-экспериментаторами, увидеть рождение плазмы или узнать, как возникает молния. Здесь же проходят мероприятия школьной лиги «Роснано», ставшей партнером технопарка.

Патроны из «Сколково» привезли в технопарк наночемоданчик. Это мини-лаборатория, с помощью которой дети погружаются в математику, физику, химию, а также изучают современные технологии того или иного производства. С помощью наночемоданчика ученик с учителем могут посмотреть, как технологии работают на практике. Сам чемоданчик умещается на письменном столе, но в нем есть все необходимое для опытов по четырем темам: альтернативная энергетика, гидрофобные жидкости, токопроводящие поверхности и магнитные свойства веществ. В этой мини-лаборатории умещается все – от перчаток до водородного двигателя, – что позволит провести более ста опытов.

«Если на уроке физики, биологии или химии вы изучили интересную тему и хотите провести опыты по-настоящему, то можете прийти к нам и сделать это под руководством куратора, – рассказывает Дмитрий, менеджер программ школьной лиги. – Сделать с чудо-чемоданом можно многое: собрать солнечную батарею, наделить свойством электропроводимости материалы, которые электричество не проводят (стекло или ткань, к примеру), наглядно изучить действие магнитов».

В лиге школьникам предлагают не только наблюдать свойства веществ, но и оттачивать свои навыки менеджера в игровой форме. Участники разбиваются на команды, каждая из которых получает определенное количество акций. После этого маклер представляет им те или иные технологии. Допустим, у нас есть ферромагнитная жидкость. Эта жидкость сильно поляризуется в магнитном поле. Проще говоря, если водить по стеклянной колбе с такой жидкостью магнитом, она будет следовать за ним. Зная это, можно что-нибудь изобрести. Предположим, таким изобретением может быть костюм космонавта.

Маклер – в его роли может выступать учитель – предлагает школьникам вложить свои акции в это изобретение. Они не знают, существует ли вообще такой костюм на свете. Они анализируют проект с точки зрения физики и управления собственными средствами. Если окажется, что такое изобретение действительно есть, ребята получают прибыль. «Так дети не только знакомятся с высокими технологиями, но и узнают о правилах работы биржи, готовят презентации, да и просто включаются в команду», – поясняет Анастасия, еще один менеджер программ школьной лиги.

В этом технопарке рады не только школьникам, но и студентам. Специально для них два года назад появился центр Demola. Этот проект был инициирован двумя крупнейшими техническими университетами Петербурга – Политехом и ИТМО, а также городским бизнес-инкубатором «Ингрия». Сейчас лаборатории пустуют, но, когда здесь проходят мероприятия Demola Solution Lab, все меняется. Помещения занимают множество студентов, которые, по заказам предприятий, решают реальные производственные задачи. По сути, это студенческое конструкторское бюро.

Как оно работает? В начале семестра центр собирает заявки от предприятий города. Под задачи набираются команды студентов, которые в течение семестра должны эти задачи решить. Конечно, не за «спасибо»: работа оплачивается. Из 12 задач, поставленных перед ребятами в прошлом семестре, 11 были приняты заказчиками. Пользуются услугами молодых технарей и структуры холдинга «Ленполиграфмаш». Например, на одном из предприятий делают бумагоуничтожитель для Минобороны России. Аппарат не только режет бумагу на полосы, он измельчает ее до размеров 1 кв. мм. Но просто так искрошить целую пачку невозможно: каждый листок отдельно подавался на нож оператором. Студенты придумали, как это сделать автоматически, и сейчас разработка стала серийным образцом.

«Так компании находят себе молодых специалистов, а студенты получают бесценный опыт работы над конкретным проектом, – рассказывает руководитель проекта Олег Рождественский. – Опыт европейских стран показывает, что до 20% студентов, которые проходят через подобные центры, устраиваются на предприятия».

«Аддитивные технологии, аэротехнологии, робототехника, трехмерное проектирование и моделирование – перспективные направления развития науки для нашей страны на ближайшие годы, – сказал генеральный директор холдинга Кирилл Соловейчик. – Наш технопарк системно занимается практической профориентацией учеников. Мы пытаемся привить ребятам любовь к инженерному творчеству, желание попробовать себя дальше в профессии».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (5707) от 24.05.2016.


Комментарии