Ярусов узор чугунный

Сегодня исполняется 185 лет со дня открытия Исторической сцены Александринского театра. Литературный и художественный критик Виссарион Белинский считал: чтобы понять Петербург, надо сделать две вещи. Посетить как можно больше спектаклей театра. Посмотреть архитектурный ансамбль гениального Карла Росси — здание театра на площади, выходящей на Невский проспект, площадь на набережной реки Фонтанки, а также улицу, которая их связывает. Современное название ансамбля: площадь Островского — улица Зодчего Росси — площадь Ломоносова.

Ярусов узор чугунный | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как рассказала «СПб ведомостям» Елена Иванова, старший научный сотрудник Музея Академии художеств, хранитель фонда архитектурной графики, в музее хранится более 300 авторских чертежей Росси, это половина его графического наследия. Когда в начале 1930-х годов началось воссоздание академического музея, он задумывался прежде всего как архитектурный. Поэтому из Публичной библиотеки поступила значительная часть личного архива Росси. В том числе 40 проектных чертежей Александринского театра.

Архитектор работал над новым городским ансамблем в общей сложности более 10 лет. Он получил это почетное задание как член «Комитета для строений и гидравлических работ Санкт-Петербурга». В 1816 году были построены павильоны Аничкова дворца, в 1828-м утвержден окончательный, 14-й, вариант генерального плана двух площадей и соединяющей их улицы. В проекте использовано название «новый каменный театр», Александринским он стал в 1832 году.

Иванова показывает нам самые интересные чертежи. На изображении заднего фасада здания на аттике видны скульптуры театральных муз — Терпсихоры и Мельпомены. Как водится в России, к открытию театра не успели реализовать замысел скульптора Василия Демут-Малиновского и изготовить в вечных материалах по две музы для главного и заднего фасадов. Установили гипсовые модели в натуральную величину. Через несколько лет одна рассыпалась, тогда сняли три остальные и больше их не воссоздавали.

На чертеже, изображающем разрез здания, хорошо видно инновационное решение Росси — он предложил перекрыть металлическими фермами крышу и отдельно — плафон зрительного зала, расположив между ними склад декораций. И убедил высокое начальство, что стены выдержат эти тяжелые конструкции.

Особый интерес представляют эскизы барьеров всех пяти ярусов зрительного зала. Первоначально Росси задумывал чугунные решетки, украшенные декором на театральные темы, из «битой» меди. Но сроки и экономия средств привели к тому, что пришлось делать «обманки» — рисовать металл на холсте.

Кстати, чугунные узоры на чертежах сделаны на голубом фоне, этот цвет использовался и в декорировании стен. Привычный нам красный цвет появился позже, после смерти архитектора. Точно так же желтый цвет фасадов Александринского театра не является россиевским, зодчий использовал серый, как на павильонах Аничкова дворца.

В середине XIX века «обманки» обветшали, их прикрыли отделкой из папье-маше. Когда в 1932 году готовились к 100-летию театра, в нем проводился ремонт и два подлинных фрагмента холста были переданы в Музей Академии художеств. Елена Иванова осторожно приоткрыла для нас один из холстов, укутанный в кальку (на снимке).

Чертежи с генеральными планами ансамбля, а также документы, связанные с работой Росси над ним, давно привлекают внимание исследователей. Но пока им не удалось разгадать одну важную загадку. На планах на нынешней площади Ломоносова нарисован круглый храм с портиком, обращенным к Фонтанке. Он явно ухудшает гармонию ансамбля, где идейный центр — театр (в этом план Росси также был инновационен), а не привычные в те времена храм или дворец. Почему ротонда появилась на эскизах и почему здание храма не было построено? На этот вопрос предстоит ответить новым поколениям исследователей русского ампира.

#Александринский театр #архитектура #дата

Комментарии