Главная городская газета

Ярусов узор чугунный

  • 31.08.2017
  • Лев Березкин
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

«Ты просто космос, Стас»: как Станислав Черчесов стал граффити

На волне гордости за сборную России по футболу, в Петербурге появилась необычная стрит-арт работа, посвященная главному тренеру команды. «СПб ведомости» узнали, как вдохновитель объединения HoodGraff решился на такой замысел и при чем тут песня группы «Ленинград». Читать полностью

Фанзона ЧМ-2018: и Бразилия болела за Россию

Во время матча «Россия - Египет» каждый удачный гол российской сборной болельщики встречали с ликованием. Причем, радовались не только славяне. Читать полностью

В борьбе за сквер парламентарии вышли на передовую

Застройка на зеленого участка на Петроградской стороне возмущает местных жителей и градозащитников. Что же по этому поводу думает строительная компания? Читать полностью

ЧМ-2018: экономика футбола

На волне мундиаля финансовые бонусы получают практически все сферы бизнеса Петербурга. Гостиничная отрасль - не исключение. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 21 июня 2018

Сегодня в выпуске:
500 новых остановок...
Вторая попытка третьей очереди...
Трансляция из «шаттла»...
И другие новости. Читать полностью

Бастион дамбы сдержал натиск

Кронштадтские форты перед ним были бессильны: он прорывался к Петербургу и уходил, нанеся страшный урон. Теперь затворы дамбы методично  отражают натиск воды. Как это происходит? Читать полностью
Ярусов узор чугунный | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сегодня исполняется 185 лет со дня открытия Исторической сцены Александринского театра. Литературный и художественный критик Виссарион Белинский считал: чтобы понять Петербург, надо сделать две вещи. Посетить как можно больше спектаклей театра. Посмотреть архитектурный ансамбль гениального Карла Росси — здание театра на площади, выходящей на Невский проспект, площадь на набережной реки Фонтанки, а также улицу, которая их связывает. Современное название ансамбля: площадь Островского — улица Зодчего Росси — площадь Ломоносова.

Как рассказала «СПб ведомостям» Елена Иванова, старший научный сотрудник Музея Академии художеств, хранитель фонда архитектурной графики, в музее хранится более 300 авторских чертежей Росси, это половина его графического наследия. Когда в начале 1930-х годов началось воссоздание академического музея, он задумывался прежде всего как архитектурный. Поэтому из Публичной библиотеки поступила значительная часть личного архива Росси. В том числе 40 проектных чертежей Александринского театра.

Архитектор работал над новым городским ансамблем в общей сложности более 10 лет. Он получил это почетное задание как член «Комитета для строений и гидравлических работ Санкт-Петербурга». В 1816 году были построены павильоны Аничкова дворца, в 1828-м утвержден окончательный, 14-й, вариант генерального плана двух площадей и соединяющей их улицы. В проекте использовано название «новый каменный театр», Александринским он стал в 1832 году.

Иванова показывает нам самые интересные чертежи. На изображении заднего фасада здания на аттике видны скульптуры театральных муз — Терпсихоры и Мельпомены. Как водится в России, к открытию театра не успели реализовать замысел скульптора Василия Демут-Малиновского и изготовить в вечных материалах по две музы для главного и заднего фасадов. Установили гипсовые модели в натуральную величину. Через несколько лет одна рассыпалась, тогда сняли три остальные и больше их не воссоздавали.

На чертеже, изображающем разрез здания, хорошо видно инновационное решение Росси — он предложил перекрыть металлическими фермами крышу и отдельно — плафон зрительного зала, расположив между ними склад декораций. И убедил высокое начальство, что стены выдержат эти тяжелые конструкции.

Особый интерес представляют эскизы барьеров всех пяти ярусов зрительного зала. Первоначально Росси задумывал чугунные решетки, украшенные декором на театральные темы, из «битой» меди. Но сроки и экономия средств привели к тому, что пришлось делать «обманки» — рисовать металл на холсте.

Кстати, чугунные узоры на чертежах сделаны на голубом фоне, этот цвет использовался и в декорировании стен. Привычный нам красный цвет появился позже, после смерти архитектора. Точно так же желтый цвет фасадов Александринского театра не является россиевским, зодчий использовал серый, как на павильонах Аничкова дворца.

В середине XIX века «обманки» обветшали, их прикрыли отделкой из папье-маше. Когда в 1932 году готовились к 100-летию театра, в нем проводился ремонт и два подлинных фрагмента холста были переданы в Музей Академии художеств. Елена Иванова осторожно приоткрыла для нас один из холстов, укутанный в кальку (на снимке).

Чертежи с генеральными планами ансамбля, а также документы, связанные с работой Росси над ним, давно привлекают внимание исследователей. Но пока им не удалось разгадать одну важную загадку. На планах на нынешней площади Ломоносова нарисован круглый храм с портиком, обращенным к Фонтанке. Он явно ухудшает гармонию ансамбля, где идейный центр — театр (в этом план Росси также был инновационен), а не привычные в те времена храм или дворец. Почему ротонда появилась на эскизах и почему здание храма не было построено? На этот вопрос предстоит ответить новым поколениям исследователей русского ампира.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook