Яблоновский сад был признан зоной «накоп­ленного вреда» и готовится к «вывозу свалки»

Наш Яблоновский сад на берегу Оккервиля образован в 1985 году на месте рекультивированной советской свалки — ее перестали использовать в конце 70‑х годов прошлого века, засыпали мусором, образовавшимся в период строительства растущих вокруг жилых районов, и закрыли кембрийской глиной, добытой во время строительства метро. Все работы проводились по хорошо продуманному проекту рекультивации, есть система сливов. Поверх закрытой свалки проложили дорожки.

Яблоновский сад был признан зоной «накоп­ленного вреда» и готовится к «вывозу свалки» | Мусорные холмы «замаскировались» бурьяном с ольхой и прикинулись садом./ФОТО АВТОРА

Мусорные холмы «замаскировались» бурьяном с ольхой и прикинулись садом./ФОТО АВТОРА

За долгие десятилетия на территории сада выросли трава, кусты, деревья, поселились насекомые-­опылители, птицы и мелкие животные. В саду гуляют люди, последние десятилетия он активнейшим образом используется для экологических, патриотических мероприятий, в нем проводятся праздники и забеги.

В 2015 году территория получила статус ЗНОП (зеленые насаждения общего пользования). Две экспертизы, проведенные специалистами СПбГУ, показали, что место безопасно, комитет по благоустройству обещал жителям района создать на этой территории экопарк.

Но в 2022 году по непонятной причине курс сменился на 180 градусов: наш сад был признан зоной «накоп­ленного вреда», и теперь комитет по природопользованию готовится к «вывозу тела свалки». В результате нас наверняка ждет полное уничтожение любимого и родного Яблоновского сада с его экосистемой. И вместо него мы получим котлован с пылью от вскрытых захоронений?

Мы не верим, что проект вывоза содержимого свалки продиктован заботой о природе и людях. Возможно, что после сноса сада начнется раздача разрешений на строительство и на его месте возникнут многоэтажки.

С. К. ПРОКОФЬЕВА и еще пять подписей, улица Латышских Стрелков, 11


ОТ РЕДАКЦИИ. 

После получения этого послания выяснилось, что аналогичные письма от разных граждан сейчас веером расходятся по СМИ, по городским и федеральным властным инстанциям. На столбах в Невском районе нередко можно увидеть призывы собирать подписи против «сомнительной рекультивации». На одном из плакатов довелось прочитать: «Мы требуем сохранения Яблоновского сада — нашего любимого уголка живой городской природы».

…Да полно! Только крепко зажмурив глаза и заткнув нос можно назвать «любимым уголком» эти грязные, поросшие бурьяном, кривыми ивами, черной ольхой и больными кустами терриконы бывшей свалки. Это здесь граждане планируют проводить праздники и «патриотические мероприятия»?

Яблонь здесь никто никогда отродясь не видел, разве что — странного вида больные березы. Зато в изобилии мусор. А еще — заросли грибов-поганок, на которые даже смотреть опасно. Да, кое-где проложены набивные дорожки. Правда, дождевая вода давно их размыла, обнажив куски кирпичей, арматуры, старых автомобильных шин. Похоже, под слоем грунта действительно строительный (и прочий попутный) мусор. Он же торчит из‑под выветренных корней берез.

Место прогулок? Скорее, самый близкий путь от проспекта Пятилеток к улице Латышских Стрелков: по мостику через Оккервиль и напрямик по Яблоновской свалке (пардон — по саду), мимо полосы автостоянок, огражденных сеткой, и вот она — Латышских Стрелков. Главное — идти здесь в светлое время суток и не после дождя, который делает дорожки полосками скользкой грязи.

Часть местных жителей, как выяснилось, говоря про сад, имеют в виду узкий скверик на левом берегу Оккервиля. Между тем сквер и «сад» — это разные территории с разными номерами: 125737 и 12008. Первая — сквер на набережной, где проложена милая дорожка, установлены скамейки и даже есть чудный арт-объект: две восседающие на скамейке каменные лягушки, которых местные жители утепляют настоящими шарфиками и шапочками. Вторая — бывшая свалка на правом берегу Оккервиля — и есть ЗНОП 12008 «Яблоновский сад».

Есть у этой территории и другой номер — 379. Под ним она значится в федеральном списке ­ОНВОС — объектов накопленного вреда окружающей среде. В нем же, кстати, можно найти также бывшие свалки в Зеленогорске у Щучьего озера, на Яхтенной улице в Приморском районе, в поселке Комарово… Все они включены в программу рекультивации. Из федеральных документов следует, что площадь Яблоновского ОНВОС — 19,95 га и что в зоне его влияния на окружающую среду живут без малого 78,5 тысячи горожан.

Стоит учесть, что провести благоустройство данной территории в ее нынешнем виде (даже если она уже покрылась травой и кустами) крайне сложно. Прокладка нормальных дорожек, проведение освещения, посадка новых деревьев — все связано с земляными работами. И что здесь можно выкопать? Ничего хорошего!

Почему же граждане так настойчивы в своем стремлении не дать проводить работы? Неужели из‑за гипотетических опасений, что кто‑то когда‑то попытается отнять участок ЗНОП под застройку? Но стоит ли рассчитывать, что помойка может застраховать от перемен?


#сад #свалка #жители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7525) от 18.10.2023 под заголовком «Помойка как…страховка?».


Комментарии