«Я с детства впитывал модерн». Экскурсовод Федор Грибков о прогулках по Петербургу
В последнее десятилетие наш город, похоже, переживает настоящий экскурсионный бум. Достаточно посмотреть, сколько групп в социальных сетях посвящены самым разным, «формальным» и «неформальным», путешествиям по городу. И судя по реакции публики, подобные предложения чрезвычайно востребованны. Более того, возникло целое поколение новых гидов - тех, кому нет еще и тридцати лет. Федор ГРИБКОВ - представитель достаточно известной в нашем городе фамилии: его дед - художественный руководитель детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга, отец - его директор. Федор выбрал себе другую стезю, хотя очень любит музыку, с удовольствием поет и сочиняет композиции.
ФОТО Марии ШЕРИХ
- Федор, как случилось, что вы стали экскурсоводом?
- Вообще я не очень люблю слово «экскурсовод»: мне больше по душе «лектор» или «ведущий». Для меня экскурсия - живой формат, который зависит от аудитории, от контакта людей со мной, даже от моего настроения. Поэтому каждый раз даже один и тот же маршрут я могу вести совершенно по-разному.
Честно говоря, искусство водить экскурсии я постигал эмпирическим путем. Манеру ведения монолога во многом взял от профессуры филфака, где учился, что-то - от авторитетных экскурсоводов. Особенно хочу выделить Людмилу Сапрыкину и Елену Жерихину. Они говорят ярко, по-петербургски, с чувством, расстановкой, медленно и красиво, не используя каких-либо современных режущих слух выражений. И я считаю, что современный краевед, который занимается экскурсиями, должен на них равняться...
Еще школьником я увлекся историей архитектуры, проводил много времени в походах по городу, писал заметки и отправлял фотографии на архитектурный сайт Петербурга www.citywalls.ru. Когда учился на филфаке СПбГУ, свое увлечение оставил немного в стороне, однако лет пять назад случайно встретил в газете объявление: краевед Арсений Дубин проводит экскурсии по улице Восстания. Меня зацепила эта идея. Сначала я попробовал примкнуть к уже существующей команде, но потом понял, что мне гораздо интереснее заниматься своим проектом.
- Ваш проект называется «Экскурсии по модерну Санкт-Петербурга». Почему именно модерн? Когда-то его даже архитектурным стилем не считали, называли декадентством, упадничеством, вообще сплошным безобразием...
- Может быть, потому, что я с детства впитывал модерн: я родился и вырос на Петроградской стороне в окружении этой архитектуры. И мне было непонятно, почему Зимний дворец и Исаакиевский собор знают все, а не менее привлекательные сооружения начала ХХ века известны гораздо меньше. А ведь модерн - исключительно авторский стиль, идейно абсолютно необъятный. Смелая асимметрия, абсолютная свобода, новаторские материалы... И при этом - всегда творческий тандем домовладельца и архитектора.
Первые экскурсии я водил по своей родной Петроградской. Потом понял, что нельзя ограничиваться только ею, да и вообще неправильно замыкаться только на доходных домах. Модерн - это и особняки, и общественные здания, и дачи. И не только в городе, но и в окрестностях - Сестрорецке, Зеленогорске, южных дачных предместьях...
С тех пор как четыре года назад я начал вести в Сети группу «Экскурсии по модерну», она набрала уже 17 тысяч подписчиков. Воспринимаю ее как некий «университет модерна», куда человек приходит добровольно, чтобы получить какое-то знание.
Информацию для своих маршрутов я беру из книг исследователей, которых считаю своими учителями, - историков архитектуры Бориса Кирикова и Владимира Лисовского, а также знатока Петроградской стороны Валентина Привалова. Кроме того, использую достоверные источники в Интернете, иногда помогают устные консультации специалистов. Знакомые исследователи присылают мне информацию из архивов.
За пять лет я разработал около сотни экскурсий по городу и пригородам. Есть маршруты по районам и улицам (например, модерн Семенцов, Песков, Лахтинской улицы), есть те, что посвящены отдельным архитекторам. Мои фавориты - Сергей Гингер, Александр Лишневский, Борис Зонн.
Во время каждой экскурсии мы обязательно стараемся заходить в парадные домов. Людям очень интересно посмотреть, как старинные дома выглядят изнутри.
- И получается? Сегодня же все парадные закрыты на кодовые замки...
- Первый и главный принцип: в каждом доме, куда я хочу войти, нужно иметь знакомого человека. Это самые разные люди, но все они разделяют мои интересы, и такие связи долго нарабатывались. Кроме того, раз в месяц я провожу экскурсии для жителей моего родного района, поэтому муниципальное образование Аптекарский остров даже выделило мне комплект ключей от домофонов.
А бывает, чтобы попасть в дом, приходится договариваться на месте. Тогда стоим всей группой у парадного, ждем, когда дверь откроется, спрашиваем, можно ли нам войти, объясняем цель визита. Чаще всего нам не отказывают...
На Петроградской стороне очень много парадных, приведенных фактически в первозданный вид. Нередко за счет местных жителей или даже жильцов какой-то одной квартиры, которым небезразлично, что происходит в их доме. Но, увы, немало и запущенных парадных. На мой взгляд, чем больше людей увидят эту разруху - а среди участников моих экскурсий нередко бывают архитекторы, строители и реставраторы, - тем больше будет пользы. Специалисты могут заинтересоваться, поставят ребром вопрос о реставрации, выскажут конкретные предложения, как привести в порядок.
- Какова ваша аудитория?
- Самая разнообразная. Поначалу это были пенсионеры, теперь больше приходит молодежь - в основном студенты и даже старшеклассники. Мне интересно разжечь их интерес и дальше. На январские и майские праздники было много гостей города, но 80% тех, кто приходит на мои экскурсии, - петербуржцы. Бывает, что к нам присоединяются заинтересовавшиеся прохожие. А потом спрашивают, как меня найти в Интернете. В каждом путешествии есть и новые люди, а есть те, кто ходит уже почти постоянно. Зима, морозы, дожди меня и моих соратников по походам не пугают.
Обычно мой рассказ выстраивается вокруг личности зодчего и особенностей архитектурного периода. И как-то так получается, что ко мне почти не приходят люди, которым интересы байки, легенды и мифы. Моя аудитория - те, кто интересуется архитектурой. Я люблю вещи достоверные и говорю по делу. Иногда рассказываю анекдоты из жизни домов, но только чтобы «разбавить» научную фактуру.
Кроме того, мне всегда очень приятно, когда среди моих слушателей оказываются люди из других городов. Я сразу же узнаю у них: есть ли в их городе здания в стиле модерн? Если есть - прошу прислать фотографии, поскольку мне очень интересен модерн за пределами нашего города.
- Большая часть ваших экскурсий - бесплатные. Вы альтруист?
- Знаете, мне гораздо интереснее, когда ко мне приходят много людей. А для этого экскурсия должна быть бесплатной. Бывает, в конце люди сами готовы поддержать меня небольшими деньгами. Я работаю много и постоянно, за выходной день веду не меньше пяти маршрутов, так что вырученных средств мне вполне хватает на жизнь. А еще - на то, чтобы развивать новый проект, которым я начал заниматься полгода назад на ютуб-канале: он называется «Русский модерн» и нацелен на то, чтобы люди из разных городов научились понимать и ценить, что у них есть сооружения в стиле модерн.
Я много езжу по другим городам России, нахожу там специалистов, которые занимаются историей архитектуры, и записываю с ними интервью. Причем выступаю в этих фильмах одновременно как интервьюер, режиссер, монтажер и композитор.
- Музыкальные гены все-таки дали о себе знать... Что же, успехов!
Читайте также о том, что перспективы виртуальных музеев обсудили в Петербурге.Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6446) от 27.05.2019 под заголовком ««Я с детства впитывал модерн»».
Комментарии