Взглянуть в глаза гению. Московские Триумфальные ворота в полном блеске мы увидим не раньше сентября

Они ушли на реставрацию летом прошлого года.

Взглянуть в глаза гению. Московские Триумфальные ворота в полном блеске мы увидим не раньше сентября | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Памятникам, как и людям, выпадают разные судьбы. Предполагается, что их ставят навечно, но они беззащитны перед временем, крутыми историческими поворотами, градостроительными планами… Московские Триумфальные ворота тому пример.

Они посвящены победам России, одержанным в 1826 – 1831 годах над Персией, Турцией и Польшей. Монумент возводился по поручению и под пристальным вниманием императора Николая I по проекту архитектора Василия Стасова.

Шесть пар чугунных колонн поддерживают массивное чугунное перекрытие — антаблемент, украшенный декоративными группами воинских доспехов и трофеев. По периметру фриза ворот стоят скульптуры гениев победы с гербами губерний Российской империи в руках. Фигуры гениев и другие скульптурные детали выполнил скульптор Борис Орловский. Ворота отливались на Александровском чугунолитейном заводе. Там же отливали и чугунные формы, с которых делали чеканку медных деталей. Высота Московских ворот почти двадцать четыре метра, ширина — тридцать шесть. Для того времени Московские Триумфальные ворота были самым крупным сооружением в мире, выполненным из чугуна.

Торжественное открытие монумента состоялось 16 октября 1838 года. Автором посвятительной фразы «Победоносным российским войскам в память подвигов: в Персии Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах» был Николай I.

Многие десятилетия ворота украшали Московскую заставу. Через них проходила победоносная армия, проезжали императоры, шли революционные солдаты. После Октябрьской революции посвятительную надпись, признанную идеологически неправильной, заменили на «Да здравствует братство народов», а сами конструкции ворот стали использоваться в агитационных целях.

Для расширения Московского проспекта в 1936 году монумент демонтировали. Скульптурные детали передали на хранение в Русский музей, Музей Академии художеств и Исторический архитектурный музей. Памятник сносили быстро, много мелких деталей было утрачено и сломано. Скульптурное убранство получило повреждения. Ворота были сняты с государственного учета как разрушенные.

Уже в 1938 году возникли планы их восстановления, правда, в парке культуры и отдыха — будущем парке Победы. Помешала война. В военное время кольца колонн использовали в качестве противотанковых заграждений на южных подступах к Ленинграду.

После войны к вопросу восстановления Московских Триумфальных ворот снова вернулись. Выяснилось, что фигуры гениев и фрагменты других скульптур сохранились в Русском музее и Академии художеств. В Артиллерийском музее они были утрачены, разрушены снарядом. Семнадцать гениев из тридцати и военные трофеи изготовили заново, их отливали на Кировском заводе. В 1959 году Московские Триумфальные ворота были собраны на старом месте. Памятник русской боевой славы, целиком сооруженный из металла, вошел в коллекцию Музея городской скульптуры под инвентарным номером 126.

Московские ворота реставрировали два десятилетия назад к 300‑летию Петербурга. Тогда привели в порядок и декор.

Два века памятника не за горами. Кроме возраста есть и другие сопутствующие старению обстоятельства. Московские ворота стоят на одной из самых оживленных магистралей города. Монумент страдает от вибрации, к его телу крепятся провода для электротранспорта. Еще одно: памятник создан из чугуна и меди, из‑за чего возникают так называемые электротоки, разрушительно действующие на металл. ­Эта масштабная реставрация проводится за счет средств Санкт-Петербурга по программе КГИОП.

Колонны и кровлю ворот реставрируют на месте. Общий вес колонн — четыреста пятьдесят тонн. Их пустотелые стволы состоят из девяти точно подогнанных блоков-колец. Ведется расчистка чугуна, проверяются швы, выявляются трещины. Дефекты устраняются сваркой.

Медный декор — фигуры гениев, военная арматура, бронзовые накладные буквы и знаки посвятительных надписей — демонтированы и перевезены под крышу, в реставрационные мастерские «Наследие». Это редкая возможность вблизи взглянуть в глаза гениям, которые взирают на город с высоты более двадцати метров.

Реставрация2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


В просторном помещении военная арматура — доспехи, щиты, короны. Вернее, их фрагменты.

— Богатая декоративная поверхность ворот создает впечатление монолитности, кажется мощной, единой. Но она состоит из отдельных фрагментов (лоскутов меди), скрепленных пайкой, — рассказывает старший научный сотрудник Музея городской скульптуры Надеж­да Ефремова. — Декор ворот выполнен в технике медная выколотка. Делается модель, потом из тонкого листа меди выколоткой выбивается форма, затем следует процесс чеканки. В завершение металл покрывается краской. В данном случае это защита и художественный прием. Стасов и Орловский приняли решение ворота и декор красить в один цвет. Только на аттике ворот золотыми буквами выделяется посвятительная надпись.

В мастерской военная арматура разобрана на фрагменты и расчищена от слоев краски. Медь похожа на благородную бронзу. Гладких плоскостей почти нет. Каждая деталь тщательно прочеканена, будь то завиток прически гения или глаз крошечной рыбки. Поражает художественность исполнения и точность в деталях. Каждая деталь что‑то вносит в общее впечатление: отбрасывает тень, дает нюансы. Ювелирная, многодельная работа в таком масштабе особенно восхищает.

Реставраторы устраняют дефекты металла, воссоздают даже самые мелкие обнаруженные утраты.

У входа застыли два гения, один держит герб Кавказа, другой — герб Новгородской губернии. На обоих гербах утраты. Как рассказывает художник-реставратор Виктор Лебедев, для их воссоздания пользовались иконографией, описанием гербов губерний. У новгородского утрачены одна из свечей трехсвечника и кронштейн, ее удерживающий. В описании значится, что свечей должно быть три. Выполнена модель недостающей.

На гербе Кавказа лучник скачет на коне, стреляя из лука, тетива натянута. До наших дней дошли спущенная тетива и отсутствие стрелы. За спиной всадника колчан со стрелами, видно их оперение. Значит, есть на что ориентироваться при воссоздании стрелы.

Реставрация3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Много утрат, восполненных ранее. Это заметно по блестящему свинцово-оловянному припою: короны, головы орлов, конечности фигур. То, что легко отрывалось, отламывалось при демонтаже ворот, было восполнено. До нас утраты дошли минимальные. Но они есть. Памятник испытывает ветровые нагрузки. На короне Астраханской губернии птицы свили гнездо.

В отдельном помещении строй гениев вдоль стен, они стоят против друг друга. Впечатление сильное. Каждая фигура из тридцати до пяти раз повторяется. Различие в гербах, которые они несут. Можно рассмотреть, как проработаны нюансы в гербах, но и сами гении не лишены очарования и индивидуальности. Есть отличия уже в том, как струятся их одежды.

Опытный взгляд реставратора фиксирует, на что обратить внимание. Есть вмятины на теле фигур, на хитонах… Гении полые внутри, там, где есть доступ, можно подобраться с выколотными инструментами. Где доступа нет, приходится исправлять дефекты сверху. Технологические швы вдоль и поперек скульптур авторские.

Один из гениев подвешен на стропах. Приспособление придумано, чтобы реставраторы могли исследовать, что происходит внутри скульптур. Если тонкую выколотку положить на гладкую поверхность, она деформируется. Рядом стоят щиты из фанеры, имитирующие фасад ворот. У каждого гения на спине шпильки, которые уходят в фасад ворот и крепятся изнутри. Временные постаменты помогают реставраторам аккуратно перемещать фигуры, не травмируя выступающие части. Тщательный осмотр проходит каждая, и не один раз. На столе инструменты, похожие на те, которыми работает стоматолог. Лебедев говорит, что лучший инструмент реставратора — скальпель. Ефремова не соглашается: лучший инструмент — верный глаз. При взгляде уже на третью фигуру мне кажется, что все в полном порядке. Гении в относительном благополучии. Специалист видит нюансы.

Реставрация4_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


На стропах подвешена фигура гения Изобилия. В руках у него не герб, а рог изобилия и ветвь. Разъятая спина демонстрирует, есть ли проблемы, возникшие в теле фигуры, — разрушение металла, расхождение швов.

— Мы делаем необходимое и достаточное, — поясняет Лебедев. — Вмешательство минимальное. Не нужно что‑то заливать, если конструктив не нарушен. Если, к примеру, отскочила деталь, которая удерживала крыло, сделана прихватка. На сандалии гения Изобилия было расхождение шва, развернута стопа. Пришлось сделать имитацию ремешка. Подлечили и заделали. Видно, что сандалии из кожи.

На меди поблескивают места, где руку приложили реставраторы.

По плану, 1 сентября на Мос­ковских Триумфальных воротах не должно быть строительных лесов. Ворота покрасят, как только в наш город придет теплая погода. В конце апреля начнется установка медного декора. После реставрации художественной пластики его также покрасят в исторический, зеленый, цвет тут же в малярном цехе мастерских.

Реставраторы поставили себе еще одну задачу: определить, какие из тридцати фигур исторические, какие воссозданные. На их взгляд, есть отличия.


#ворота #реставрация #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (7604) от 15.02.2024 под заголовком «Взглянуть в глаза гению».


Комментарии