Выйдет призрак на дуэль

Вчера на «Адмиралтейских верфях» отметили День моряка-подводника, заложив новую дизель-электрическую подлодку проекта 677 «Лада». Субмарина получила имя «Великие Луки».

Выйдет призрак на дуэль | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Интересно, что в только-только начинающейся биографии подлодки это уже второе название. Изначально третье судно в серии неатомных подлодок «Лада» презентовалось как «Севастополь», и его закладку адмиралтейцы отпраздновали в ноябре 2006 года («второй номер» – «Кронштадт» – заложили в 2005-м). Однако строительство обеих лодок в 2009-м было приостановлено по решению Минобороны на период испытаний первого корабля проекта – «Санкт-Петербург».

«Санкт-Петербург» с 2010 года формально принят в состав ВМФ, однако на протяжении всех этих лет, по сути, проходил испытания и постоянную доводку.

Военно-морской флот РФ решил дальнейшую судьбу серии, возобновив контракты на «Кронштадт» и «Великие Луки» только в июле 2013 года. Почему при этом третью «ладовскую» субмарину переименовали, догадаться несложно: за столько лет многое в жизни страны поменялось, и имя «Севастополь» теперь будет принадлежать одному из «мистралей». А Великие Луки – это тоже название города воинской славы.

Предысторию нынешнего «именинника» прокомментировал заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом РФ вице-адмирал Александр Федотенков:

– Недостатки, которые были выявлены при отработке головного корабля, дело естественное, на новой серии всегда так бывает. Все они учтены в ходе опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». «Кронштадт» и «Великие Луки» строятся по улучшенному проекту. Изменились тактико-технические характеристики, корабль как боевая единица стал совершеннее. Эта подводная лодка по своим поисковым возможностям не имеет аналогов, по радарным она практически равняется многоцелевой атомной подводной лодке.

Проект 677 разработан ЦКБ «Рубин». При строительстве первой «Лады» внедрены около двухсот НИОКР. Как поясняют специалисты, длительность испытаний вызвана еще и этим: новейшее оборудование требовало тщательной отработки. Теперь это будет действительно корабль-призрак. Противогидролокационное покрытие корпуса снижает уровень акустического поля настолько, что лодка может незаметно проходить в непосредственной близости от шумозаписывающих установок противника. Все шесть субмарин этой серии будут оснащены самыми современными гидроакустическими комплексами, что обеспечит им преимущества в дуэльных ситуациях (лодка против лодки). На них будут установлены модернизированные системы электродвижения, суперсовременные навигационные комплексы, мощные торпедные аппараты с увеличенным боезапасом ракет, торпед и мин.

Судно длиной 67 и шириной 7 метров с экипажем 35 человек может погружаться на глубину 300 метров, проплывать на скорости 7 узлов 6 тысяч миль и находиться в автономном плавании 45 суток.

Немаловажно, что импортных деталей на этих кораблях не будет – вопросы импортозамещения «Рубином» решены в 2014 году.

Как пояснил Александр Федотенков, неатомные лодки серии «Лада» предназначены прежде всего для Балтики и Черного моря, имеющих статус безъядерных. Впрочем, они могут пригодиться для России в других морях – Баренцевом, Охотском, Японском, где применять атомные лодки избыточно дорого. Для этих просторов нужны компактные, скрытные, с высоким поисковым потенциалом дизель-электрические подлодки. Такие как «Лада».

По словам заместителя генерального директора ОАО «Адмиралтейские верфи» Андрея Быстрова, «Кронштадт» корабелы планируют передать Военно-морскому флоту в 2017 году, а «Великие Луки» – в 2018-м.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (5421) от 20.03.2015.


Комментарии