Вывели на чистую воду
На борт ледокола «Капитан Сорокин» высотой с десятиэтажный дом поднимаешься с трепетом. Мощь!
– Мы в нашем лифте, – поясняет капитан Алексей Черепанов, – кнопку первого этажа – там, где машинное отделение, – заблокировали. Из соображений элементарной безопасности: если туда попадет случайный человек, он может просто обратно не выбраться. Заблудится! Ведь это, считай, целый цех длиной больше ста метров...
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Все два дня, что в городе проходил III Фестиваль ледоколов, люди часами стояли в очередях, чтобы оказаться на борту хотя бы одного из них. Вряд ли это просто праздное любопытство. Ощущение всесокрушающей силы притягивает как магнит. Именно здесь – одна из тех сфер, где мы реально впереди планеты всей. У нас – самый большой в мире ледокольный флот. И мы – единственная страна, имеющая флотилию атомных ледоколов. Только к Петербургу приписано 16 бортов – семь линейных (то есть работающих вдали от родных берегов) и девять портовых. А в США – всего два (!) ледокола на всю страну.
– Когда у них застряли во льдах суда в районе Аляски, – рассказывает Черепанов, – оказалось, что родная страна морякам помочь не может. Пришлось попросить помощи у нас.
На «Сорокине» Черепанов – 33 года, из них 16 лет – капитаном. Пришел сюда еще тогда, когда ледокол работал в Арктике. Водил суда по Северному морскому пути, ходил по Енисею. Работа тяжелейшая – ночь, страшный мороз, но Алексей Иванович сегодня вспоминает те годы как счастье. И не он один. Команда на судне держится много лет, текучки почти нет. Ледокольщики – особая морская каста. Ты либо уходишь отсюда сразу, либо остаешься здесь навсегда.
«Сорокин» – не мальчик, хотя, по ледокольным меркам, и не старик. В следующем году – 40-летний юбилей. Из Арктики его в 1997-м «попросили» молодые, более мощные атомные собратья «Таймыр» и «Вайгач». Именно там, в высоких широтах, сегодня – передний фронт нашей ледокольной жизни. Там – немереные богатства нашего шельфа, буровые платформы, возрождающийся Северный морской путь. Туда в ближайшие годы будут брошены гигантские силы и средства.
И ледокольная флотилия уже собирается в мощный кулак, готовясь поддержать наступление. Питерцы вносят в это дело свой достойный вклад. От наших берегов в 2007 году ушел крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы».
Несколько приписанных к нашему порту ледоколов находятся в Арктике в многомесячной командировке. А совсем недавно туда ушли только что сошедшие со стапелей Выборгского судостроительного завода «Мурманск» и «Владивосток». Капитаны – выходцы с «Сорокина», ученики Черепанова.
– Можете ли вы оценить уровень питерского ледокольного флота? – спросил я у руководителя администрации морских портов Балтийского моря Петра Паринова. – Все-таки мы больше живем советским запасом или уже нынешним?
– Советский запас еще активно работает, – признался он. – Вон у Английской набережной стоит «Иван Крузенштерн» 1964 года постройки, старейший из действующих ледоколов. А рядом с «Сорокиным» – «Санкт-Петербург» 2009 года выпуска. Реальная же смена поколений началась после тяжелейшей навигации 2010 года, когда оказалось, что ледокольного флота не хватает. Около 170 судов в Финском заливе стояло во льдах, появились проблемы с экспортом нефти и нефтепродуктов. Именно тогда была принята государственная программа по строительству ледоколов. А сегодня у нас активно развиваются новые порты – Усть-Луга, Приморск, Бронка, Петролеспорт. Надо обеспечить их доступность в зимних условиях. Ледоколы будут нужны! Мы даже подписали соглашение с Финляндией – не хватит своих, будем брать у них. А если им понадобится, мы поможем.
Разговор наш, кстати, происходил на набережной Лейтенанта Шмидта вблизи знаменитого ледокола «Красин», которому в будущем году исполняется сто лет. Вот где на самом деле смыкаются поколения! И «дедушка «Святогор» (таково было его первое имя) может быть спокоен – его дело в надежных руках.
Ледоколы, участвующие в фестивале, собрались сюда перед летним «отдыхом» (что означает, конечно, не просто стоянку у причала, а комплекс ремонтных и профилактических работ). Маленькую передышку ледокольщики использовали, чтобы сделать праздник для горожан.
За два фестивальных дня на набережной Лейтенанта Шмидта можно было не только славно отдохнуть, послушав с эстрады морские песни и поев разнообразных вкусностей, но и существенно продвинуться в своем развитии.
Стоило, к примеру, задержаться у стендов с историей отечественного ледокольного флота. Героические экспедиции, полярные конвои, освоение Северного морского пути – вряд ли хоть одна страна мира может похвастать таким «багажом». Кому интересно – сегодняшний и завтрашний день нашей ледокольной жизни популярно и подробно описывали представители фирм, разрабатывающих эти суда. С утра до вечера работал лекторий, где выступали полярники, экологи, историки и специалисты множества других областей. Гости из Архангельска предлагали... экскурсионные поездки на ледоколах – дороговато, правда, но зато какая романтика!
Для юношей, обдумывающих житье, работали стенды соответствующих морских учебных заведений. И, наконец, полное погружение в реальность давали рекламные ролики презентуемого художественного фильма «Ледокол», который должен выйти на экраны в октябре этого года.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (5694) от 04.05.2016.
Комментарии