Вывели на чистую воду

На борт ледокола «Капитан Сорокин» высотой с десятиэтажный дом поднимаешься с трепетом. Мощь!

– Мы в нашем лифте, – поясняет капитан Алексей Черепанов, – кнопку первого этажа – там, где машинное отделение, – заблокировали. Из соображений элементарной безопасности: если туда попадет случайный человек, он может просто обратно не выбраться. Заблудится! Ведь это, считай, целый цех длиной больше ста метров...

Вывели на чистую воду | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Все два дня, что в городе проходил III Фестиваль ледоколов, люди часами стояли в очередях, чтобы оказаться на борту хотя бы одного из них. Вряд ли это просто праздное любопытство. Ощущение всесокрушающей силы притягивает как магнит. Именно здесь – одна из тех сфер, где мы реально впереди планеты всей. У нас – самый большой в мире ледокольный флот. И мы – единственная страна, имеющая флотилию атомных ледоколов. Только к Петербургу приписано 16 бортов – семь линейных (то есть работающих вдали от родных берегов) и девять портовых. А в США – всего два (!) ледокола на всю страну.

– Когда у них застряли во льдах суда в районе Аляски, – рассказывает Черепанов, – оказалось, что родная страна морякам помочь не может. Пришлось попросить помощи у нас.

На «Сорокине» Черепанов – 33 года, из них 16 лет – капитаном. Пришел сюда еще тогда, когда ледокол работал в Арктике. Водил суда по Северному морскому пути, ходил по Енисею. Работа тяжелейшая – ночь, страшный мороз, но Алексей Иванович сегодня вспоминает те годы как счастье. И не он один. Команда на судне держится много лет, текучки почти нет. Ледокольщики – особая морская каста. Ты либо уходишь отсюда сразу, либо остаешься здесь навсегда.

«Сорокин» – не мальчик, хотя, по ледокольным меркам, и не старик. В следующем году – 40-летний юбилей. Из Арктики его в 1997-м «попросили» молодые, более мощные атомные собратья «Таймыр» и «Вайгач». Именно там, в высоких широтах, сегодня – передний фронт нашей ледокольной жизни. Там – немереные богатства нашего шельфа, буровые платформы, возрождающийся Северный морской путь. Туда в ближайшие годы будут брошены гигантские силы и средства.

И ледокольная флотилия уже собирается в мощный кулак, готовясь поддержать наступление. Питерцы вносят в это дело свой достойный вклад. От наших берегов в 2007 году ушел крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы».

Несколько приписанных к нашему порту ледоколов находятся в Арктике в многомесячной командировке. А совсем недавно туда ушли только что сошедшие со стапелей Выборгского судостроительного завода «Мурманск» и «Владивосток». Капитаны – выходцы с «Сорокина», ученики Черепанова.

– Можете ли вы оценить уровень питерского ледокольного флота? – спросил я у руководителя администрации морских портов Балтийского моря Петра Паринова. – Все-таки мы больше живем советским запасом или уже нынешним?

– Советский запас еще активно работает, – признался он. – Вон у Английской набережной стоит «Иван Крузенштерн» 1964 года постройки, старейший из действующих ледоколов. А рядом с «Сорокиным» – «Санкт-Петербург» 2009 года выпуска. Реальная же смена поколений началась после тяжелейшей навигации 2010 года, когда оказалось, что ледокольного флота не хватает. Около 170 судов в Финском заливе стояло во льдах, появились проблемы с экспортом нефти и нефтепродуктов. Именно тогда была принята государственная программа по строительству ледоколов. А сегодня у нас активно развиваются новые порты – Усть-Луга, Приморск, Бронка, Петролеспорт. Надо обеспечить их доступность в зимних условиях. Ледоколы будут нужны! Мы даже подписали соглашение с Финляндией – не хватит своих, будем брать у них. А если им понадобится, мы поможем.

Разговор наш, кстати, происходил на набережной Лейтенанта Шмидта вблизи знаменитого ледокола «Красин», которому в будущем году исполняется сто лет. Вот где на самом деле смыкаются поколения! И «дедушка «Святогор» (таково было его первое имя) может быть спокоен – его дело в надежных руках.

Ледоколы, участвующие в фестивале, собрались сюда перед летним «отдыхом» (что означает, конечно, не просто стоянку у причала, а комплекс ремонтных и профилактических работ). Маленькую передышку ледокольщики использовали, чтобы сделать праздник для горожан.

За два фестивальных дня на набережной Лейтенанта Шмидта можно было не только славно отдохнуть, послушав с эстрады морские песни и поев разнообразных вкусностей, но и существенно продвинуться в своем развитии.

Стоило, к примеру, задержаться у стендов с историей отечественного ледокольного флота. Героические экспедиции, полярные конвои, освоение Северного морского пути – вряд ли хоть одна страна мира может похвастать таким «багажом». Кому интересно – сегодняшний и завтрашний день нашей ледокольной жизни популярно и подробно описывали представители фирм, разрабатывающих эти суда. С утра до вечера работал лекторий, где выступали полярники, экологи, историки и специалисты множества других областей. Гости из Архангельска предлагали... экскурсионные поездки на ледоколах – дороговато, правда, но зато какая романтика!

Для юношей, обдумывающих житье, работали стенды соответствующих морских учебных заведений. И, наконец, полное погружение в реальность давали рекламные ролики презентуемого художественного фильма «Ледокол», который должен выйти на экраны в октябре этого года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (5694) от 04.05.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...