Вывели на чистую воду

На борт ледокола «Капитан Сорокин» высотой с десятиэтажный дом поднимаешься с трепетом. Мощь!

– Мы в нашем лифте, – поясняет капитан Алексей Черепанов, – кнопку первого этажа – там, где машинное отделение, – заблокировали. Из соображений элементарной безопасности: если туда попадет случайный человек, он может просто обратно не выбраться. Заблудится! Ведь это, считай, целый цех длиной больше ста метров...

Вывели на чистую воду | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Все два дня, что в городе проходил III Фестиваль ледоколов, люди часами стояли в очередях, чтобы оказаться на борту хотя бы одного из них. Вряд ли это просто праздное любопытство. Ощущение всесокрушающей силы притягивает как магнит. Именно здесь – одна из тех сфер, где мы реально впереди планеты всей. У нас – самый большой в мире ледокольный флот. И мы – единственная страна, имеющая флотилию атомных ледоколов. Только к Петербургу приписано 16 бортов – семь линейных (то есть работающих вдали от родных берегов) и девять портовых. А в США – всего два (!) ледокола на всю страну.

– Когда у них застряли во льдах суда в районе Аляски, – рассказывает Черепанов, – оказалось, что родная страна морякам помочь не может. Пришлось попросить помощи у нас.

На «Сорокине» Черепанов – 33 года, из них 16 лет – капитаном. Пришел сюда еще тогда, когда ледокол работал в Арктике. Водил суда по Северному морскому пути, ходил по Енисею. Работа тяжелейшая – ночь, страшный мороз, но Алексей Иванович сегодня вспоминает те годы как счастье. И не он один. Команда на судне держится много лет, текучки почти нет. Ледокольщики – особая морская каста. Ты либо уходишь отсюда сразу, либо остаешься здесь навсегда.

«Сорокин» – не мальчик, хотя, по ледокольным меркам, и не старик. В следующем году – 40-летний юбилей. Из Арктики его в 1997-м «попросили» молодые, более мощные атомные собратья «Таймыр» и «Вайгач». Именно там, в высоких широтах, сегодня – передний фронт нашей ледокольной жизни. Там – немереные богатства нашего шельфа, буровые платформы, возрождающийся Северный морской путь. Туда в ближайшие годы будут брошены гигантские силы и средства.

И ледокольная флотилия уже собирается в мощный кулак, готовясь поддержать наступление. Питерцы вносят в это дело свой достойный вклад. От наших берегов в 2007 году ушел крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы».

Несколько приписанных к нашему порту ледоколов находятся в Арктике в многомесячной командировке. А совсем недавно туда ушли только что сошедшие со стапелей Выборгского судостроительного завода «Мурманск» и «Владивосток». Капитаны – выходцы с «Сорокина», ученики Черепанова.

– Можете ли вы оценить уровень питерского ледокольного флота? – спросил я у руководителя администрации морских портов Балтийского моря Петра Паринова. – Все-таки мы больше живем советским запасом или уже нынешним?

– Советский запас еще активно работает, – признался он. – Вон у Английской набережной стоит «Иван Крузенштерн» 1964 года постройки, старейший из действующих ледоколов. А рядом с «Сорокиным» – «Санкт-Петербург» 2009 года выпуска. Реальная же смена поколений началась после тяжелейшей навигации 2010 года, когда оказалось, что ледокольного флота не хватает. Около 170 судов в Финском заливе стояло во льдах, появились проблемы с экспортом нефти и нефтепродуктов. Именно тогда была принята государственная программа по строительству ледоколов. А сегодня у нас активно развиваются новые порты – Усть-Луга, Приморск, Бронка, Петролеспорт. Надо обеспечить их доступность в зимних условиях. Ледоколы будут нужны! Мы даже подписали соглашение с Финляндией – не хватит своих, будем брать у них. А если им понадобится, мы поможем.

Разговор наш, кстати, происходил на набережной Лейтенанта Шмидта вблизи знаменитого ледокола «Красин», которому в будущем году исполняется сто лет. Вот где на самом деле смыкаются поколения! И «дедушка «Святогор» (таково было его первое имя) может быть спокоен – его дело в надежных руках.

Ледоколы, участвующие в фестивале, собрались сюда перед летним «отдыхом» (что означает, конечно, не просто стоянку у причала, а комплекс ремонтных и профилактических работ). Маленькую передышку ледокольщики использовали, чтобы сделать праздник для горожан.

За два фестивальных дня на набережной Лейтенанта Шмидта можно было не только славно отдохнуть, послушав с эстрады морские песни и поев разнообразных вкусностей, но и существенно продвинуться в своем развитии.

Стоило, к примеру, задержаться у стендов с историей отечественного ледокольного флота. Героические экспедиции, полярные конвои, освоение Северного морского пути – вряд ли хоть одна страна мира может похвастать таким «багажом». Кому интересно – сегодняшний и завтрашний день нашей ледокольной жизни популярно и подробно описывали представители фирм, разрабатывающих эти суда. С утра до вечера работал лекторий, где выступали полярники, экологи, историки и специалисты множества других областей. Гости из Архангельска предлагали... экскурсионные поездки на ледоколах – дороговато, правда, но зато какая романтика!

Для юношей, обдумывающих житье, работали стенды соответствующих морских учебных заведений. И, наконец, полное погружение в реальность давали рекламные ролики презентуемого художественного фильма «Ледокол», который должен выйти на экраны в октябре этого года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (5694) от 04.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.