Выше среднероссийского, но… В Петербурге подвели итоги ЕГЭ и ОГЭ
По словам главы городского комитета по образованию Наталии Путиловской, все прошло в штатном режиме. Но не сказать, чтобы совсем без неожиданностей. К примеру, в математике мы молодцы, но уступаем себе же прошлогодним. Да и в литературе тоже. Это не означает, что выпускники нынешнего года так уж слабее прошлогодних — дело в заданиях.
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС
По-настоящему итоги будут подводить в сентябре, напоминает Путиловская. Еще не оценены результаты так называемых резервных дней, когда экзамены сдавали выпускники прошлых лет и те, кто пропустил дату по болезни или по другой уважительной причине.
А в сентябре, как всегда, будет дополнительный этап, уже с пересдачами. Это шанс в том числе для кого‑то из тех, кто был удален с экзамена из‑за нарушения правил: например, протащил телефон или неразрешенные справочные материалы. Таких в нынешнем году 11 человек. И «лучше» быть нарушителем на ЕГЭ по русскому или математике, чем по прочим предметам. Русский и математика — обязательные, поэтому штрафникам дают возможность пересдать осенью, чтобы хотя бы получить школьный аттестат. Те, кто попался на «предметах по выбору» (их сдают с прицелом на вуз), пересдавать вправе только через год, летом 2024‑го.
Можно было подать апелляцию: если считаешь, что нарушен порядок проведения ЕГЭ и если не согласен с баллами. На «порядок» пожаловались четыре человека — все апелляции были отклонены как несостоятельные. Недовольных баллами нынче — красивое число 1234, это меньше, чем в прошлом году. Больше всего апеллянтов — по профильной математике и обществознанию.
Оспаривание результатов — штука небезопасная: работу пересматривает другой эксперт свежим глазом и может обнаружить дополнительные ошибки. Но все же из 339 работ, принятых к рассмотрению (требования по остальным признаны несостоятельными), у 281 баллы повышены. Это 83 %. У 46 — понижены, у 12 балл остался тем же.
Всего в этом году зарегистрировались на ЕГЭ 36 730 человек, из них нынешние выпускники школ — 27 351. Экзаменационными площадками стали 175 школ, а еще 91 пункт был на дому или в больницах для детей с ограничениями по здоровью.
По имеющимся результатам, Петербург сдал ЕГЭ на высоком уровне, говорит Наталия Путиловская:
— Почти по всем предметам средний балл выше среднероссийского.
Но у нас каждый год есть какой‑то предмет, который портит обедню. Что интересно — всякий год разный. Например, в прошлом году «просела» химия: средний балл был слегка ниже среднероссийского. Но в этом году мы так взяли себя в руки, что вырастили его аж на семь пунктов, это немало. Стало 59,4, тогда как в среднем по стране — 56,2. Количество 100‑балльников по химии увеличилось почти вдвое — с 24 до 47. И каждый четвертый сдающий показал высокий результат, то есть от 80 баллов.
Вот с литературой, видимо, расслабились. В прошлом году ее сдавали вполне успешно, а в этом Россия в целом выступила лучше, доведя средний балл до 63,9. В Петербурге средний составил 63,2. Вроде отстаем на пустячок, а неприятно.
В комитете по образованию сравнивают результаты не только с российскими, но и с петербургскими годичной давности.
— По части предметов они хоть и выше среднероссийских, но ухудшились по сравнению с прошлогодними петербургскими, — отмечает Наталия Путиловская.
Например, по профильной математике. Напомним, предмет‑то обязательный, но выпускник вправе выбрать, какой вариант сдавать — полегче (базовый) или посложнее (профильный). На гуманитарных направлениях в вузах математику не спрашивают, так что достаточно базового уровня. Но петербургские школьники изумляют всероссийскую общественность тем, что рвутся сдавать сложный вариант. Петербург то ли единственный в стране регион, то ли один из очень немногих, где выбравших «тяжелую» математику больше, чем сдающих «легкую».
В этом году средний балл по математическому ЕГЭ составил 57,4. Минус 2 балла к прошлогоднему. Количество высокобалльников сократилось с прошлогодних 11 % до нынешних 9 % с небольшим. И стало меньше 100‑балльников. Наталия Путиловская ссылается на аналитиков: те считают, что снижение результатов вызвано усложнившимися заданиями.
— Задания были доступными, но времени не всем оказалось достаточно, — добавляет Игорь Черняев, зампред предметной комиссии по проверке ЕГЭ по математике.
Впрочем, эксперт согласен: по сравнению с прошлым годом есть тенденция к усложнению заданий. При этом, отмечает Черняев, блок задач «олимпиадного» уровня сдавали даже лучше, чем в прошлом году. Кроме того, высокие результаты показывают не только физматы (Президентский ФМЛ № 239, Физико-техническая школа, Губернаторский ФМЛ № 30) но и, например, Суворовское военное училище.
По математике базового уровня количество отличников увеличилось, и Игорь Черняев тактично советует будущим сдающим: если точно не собираетесь поступать в вуз, где требуется математика, не надо себя мучить.
Еще одну возможную причину снижения результата назвал Константин Битюков, эксперт ЕГЭ по обществознанию, член региональной предметной комиссии. Задания по предмету (не только обществознанию, а вообще) составлены так, чтобы получалось мало 100‑балльников и тех, кто сдал совсем плохо. Основная масса рассчитана на «среднебалльных» — тех, кто получит от 50 до 60 баллов. Если подавляющее большинство сдает «выше среднего», составители заданий понимают, что пора что‑то менять. И либо усложняют некоторые задания, либо просто иначе распределяют баллы за легких и сложные тесты. Скажем, делают так, что больше баллов принесет решение именно очень сложных заданий.
В нынешнем году средний балл по обществознанию в Петербурге был 57,9. Это выше среднероссийского на 1,5 балла. Но ниже наших же прошлогодних 61,7 балла. По словам Битюкова, этот результат — как раз пример усложнившихся заданий.
Обществознание — самый популярный из предметов «по выбору», его сдают 32 – 33 % учащихся, а в былые времена доходило и до 41 %. Но государство дает понять, что ему сейчас нужнее технари: в технических вузах бесплатных мест столько, что на платные отводится лишь 10 %, тогда как в социально-гуманитарных вузах таковых 45 %. Соответственно, чтобы гуманитарию прорваться на бюджетное место, нужно действительно очень преуспеть в обществознании, говорит Константин Битюков. Этот предмет требуется при поступлении на 78 специальностей бакалавриата.
При всей массовости экзамена по этому предмету, 100 баллов на нем получили всего 10 человек. И это правда выдающиеся школьники, считает эксперт. Четверо из них вообще 200‑балльники. Сложность предмета очень многие недооценивают — этим объясняется и его популярность. Часто на него записываются «на всякий случай», а на письменном экзамене умение выкручиваться с помощью хорошо подвешенного языка не поможет. Поэтому эксперт комиссии по обществознанию вслед за коллегой из комиссии по математике аккуратно призывает:
— Думайте над тем, куда поступаете. Не надо брать обществознание «на всякий случай». Можете не выбрать обществознание — не выбирайте.
Впечатляют результаты по русскому языку. Высокий балл — у каждого третьего сдающего этот обязательный и самый массовый ЕГЭ. Результат выше прошлогоднего и выше среднероссийского, подчеркивают в комитете. Восхищает не столько грамотность сама по себе, сколько способность школьников в стрессовых условиях, когда все в глазах плывет, понять формулировки (порой заковыристые) некоторых заданий.
Всего 100‑балльных работ в Петербурге — 396 (у 17 участников на «стошку» сданы по два предмета). Это 5,5 % от всех 100‑балльных работ в стране. Наибольшее количество — по русскому языку (161), по литературе (да, несмотря на ухудшение в среднем — 81), по химии (47), информатике (28), профильной математике (26).
Стобалльные результаты есть в 170 школах. Тройка лидеров — гимназия № 56, ФМЛ № 239, Красносельский лицей № 369. Из 70 российских школьников, сдавших на 100 баллов ЕГЭ по географии, 9 — наши, это 13 %. Да что там: больше 30 % стобалльников по французскому — наши. Правда, их всего в стране три — из них в Петербурге, соответственно, один. «Это девочка из 312 школы Фрунзенского района», отмечают в комитете.
За исключением некоторых предметов (например, литературы), средний балл по России немного снизился. Это значит, что и средний проходной балл в вузах будет ниже, говорит Путиловская. Но, конечно, это не облегчит поступление на востребованные специальности, там всегда от 80 баллов за предмет и выше.
Завершилась и кампания ОГЭ — экзаменов, которые сдают девятиклассники. По мнению части родителей, сдавать некоторые экзамены (например, информатику, это предмет «по выбору») было крайне сложно, многие не справлялись. Главную причину видят в том, что до ОГЭ «доросли» те школьники, которым выпало в пандемию подолгу учиться дистанционно. Конечно, то же выпало и на долю тех, кто сдавал сейчас ЕГЭ, но они хоть старше и, как ожидается, более самостоятельны и подготовлены.
— Мы не видим ухудшения в сдаче ОГЭ, — тем не менее утверждает Путиловская. — Даже наоборот: в 2023‑м сдали несколько лучше, чем в прошлые годы.
Во всяком случае лишь 5,5 % девятиклассников придется сдавать или пересдавать экзамены осенью (это меньше, чем в прошлом году), и среди них есть не только не преуспевшие, но и те, кто не сдавал по уважительной причине.
Однако родительскую тревогу со счетов списывать не стоит. Аналитику успехов/неуспехов нынешнего ОГЭ будут готовить осенью, но прошлогодняя статистика показывает: по сравнению с 2019‑м четверочников и отличников по информатике стало меньше на 25 %. Правда, и за счет того, что экзамен стало выбирать намного больше школьников, и за счет усложнившихся заданий. Но среди причин называют и то самое дистанционное и смешанное обучение в 2019/20 и 2020/21 учебных годах. Так ли безболезненно прошел тот этап, еще предстоит оценить.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7453) от 10.07.2023 под заголовком «Выше среднероссийского, но… ».
Комментарии