Выселение со взломом

Вчерашний день был отмечен борьбой с коммунальными должниками. Во Фрунзенском районе сотрудники газовой службы массированно вручали уведомления «о возможном отключении». А «Петроэлектросбыт» отключал тех, кто получил уведомления ранее. В Калининском районе – и вовсе выселяли.

Выселение со взломом  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В сентябре прошлого года Калининский районный суд принял решение о выселении Е. А. Полищук из отдельной «двушки» в доме # 29 по проспекту Культуры в комнату 11,8 метра на Демьяна Бедного, 24. Тогда за Полищук числился долг 262,7 с небольшим тысячи рублей. Сейчас уже больше 300 тысяч.

Выселение (увы или к счастью?) является пока мероприятием из ряда вон выходящим. На него зовут журналистов и обставляют как театральное действо. В надежде придать ему воспитательный характер, чтобы, значит, другим неповадно было.

– Это первое выселение в районе в этом году, – отметила руководитель юридической службы районного жилищного агентства Юлия Васильева. – В суде находятся еще два аналогичных дела. Такие иски требуют серьезной и долгой подготовки. Суд не примет решение, пока ему не будет известен адрес того помещения, куда предлагается выселить должника. А у района не так уж много свободных помещений. К тому же новое жилье должно соответствовать хотя бы минимальным условиям по удобствам и метражу – не меньше санитарной нормы 9 квадратных метров. Поэтому, кстати, семью должников сложнее выселить, нежели должника, одиноко проживающего.

Нынешнее мероприятие получилось многолюдным. Группа судебных приставов, делегация администрации района, юридическая служба районного жилищного агентства, сотрудники жилкомсервиса # 1, вызванные грузить вещи в грузовик, понятые. Ну и журналисты. Зрелище не для слабонервных: когда вся эта «массовка» стоит на крохотной площадке перед квартирой, когда телекамеры нацелены на дверь, а пристав требует открыть и не препятствовать исполнительному производству.

Дверь хозяйка так и не открыла, ее вскрывал плотник управляющей компании. Из квартиры шибануло кошачим ароматом и еще чем-то кислым. Сама Елена Полищук, похоже, уже немного выпившая, стояла в метре от взломанной двери и с безучастным лицом смотрела на толпу, ворвавшуюся в ее уже бывший дом. Также безучастно выслушала решение суда. Попыталась было пролепетать нечто вроде «ничего я не знаю», но пристав продемонстрировал ей бумагу, где стояла подпись.

– Это вы расписывались?

– Ну я.

И началось исполнительное производство. То есть упаковка и вынос вещей: мебели, бытовой техники, тряпок, посуды... кучи скарба, на котором лежал отпечаток былого благополучия.

Попутно выяснилось, что одну из комнат Полищук уже давно сдает гастарбайтеру. Его вещи пошли в общую кучу.

– Никакого отдельного жильца для нас нет. Перевозке подлежит все, что находится в квартире, – пояснили приставы.

Елена Анатольевна и здесь не проявила никаких эмоций:

– Мы с ним договаривались на 10 тысяч в месяц. Но платил он через пень-колоду...

Более десяти лет она не имеет постоянной работы. Давным-давно подрабатывала распространением периодики или «на упаковке». Но теперь все больше лежит на диване и смотрит телевизор (который, кстати, не прекращал работать, пока его не выключил грузчик). Не скрывает, что пьет. Говорит, это с тех пор, как погиб сын. Из родственников – младшая сестра, которая живет своей семьей – «у нее и без меня проблем хватает». Был кот – «красивый такой, рыжий», но месяц назад выпал из окна. Минувшим летом Елена Полищук достигла пенсионного возраста, но пенсию так и не оформила. Кроме паспорта иных документов не имеет. Рабочий стаж подтвердить не может...

– В районе есть и социальные службы, и центр помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Они могли бы помочь. Но ведь для этого нужно подняться с дивана и сделать хоть несколько шагов, – отмечает представитель районной администрации Юлия Лебединова. – В основе работы таких служб – заявительный характер. То есть гражданину необходимо приложить кое-какие усилия, чтобы хотя бы написать заявление. А тут – абсолютно сломавшийся человек. Но, думаю, в этом случае мы постараемся помочь. Хотя бы с оформлением пенсии.

Грузовик наполняется вещами: ветхий диван, кресло со старой куклой, постельное белье, завернутое в грязный ковер... Собираются любопытствующие соседи. В глазах и словах – сочувствие.

– У меня самой больше 80 тысяч долга, – вдруг начинает рассказывать пожилая женщина. – У нас весь дом такой – веселый. Больше года в квартиры приходят по две платежки сразу: одна от «СИТИ сервиса», вторая от ТСЖ, которое якобы работает в доме. Кто-то платит туда, кто-то сюда... А я думаю, сначала нужно разобраться, а потому никуда не плачу.

Юристы администрации признают, что дом действительно проблемный. Но долги, возникшие из-за неразберихи с управляющими компаниями, как бы и долгами не считаются.

– Это не причина подачи исков, – объясняет Юлия Васильева. – Это повод вновь и вновь встречаться с жителями и доводить до них точку зрения районных властей: кого считать правильной УК, а кого – нет.

Так и не вышедшую из состояния полной безучастности Елену Полищук – в древнем кожаном пальто и смешной шляпке – перевозят на новое место жительства, в комнату в бывшей общаге. Дух общежития еще не выветрился: грязный туалет, грязнее грязного кухня, ни одно лицо не выглядывает на топот десятков ног. Население привычно сидит по норам и не любопытствует. Но сама комната отремонтирована: стеклопакет, ламинат. Без мебели, которую еще не успели разгрузить, даже светло и кажется, что просторно. В углу – старая тумбочка. На эту тумбочку и опускается Елена Полищук. И только здесь ее безучастность пропадает:

– Не оставляйте меня одну. Не уходите.

Но остались с ней лишь грузчики. И те ненадолго.


МЕЖДУ ТЕМ

Для «Петроэлектросбыта» отключения должников давно стали обыденным действием. Отключают до тысячи квартир в месяц. В день по всему городу монтерам выдается до 80 нарядов. Для удобства работы выбирают дома с наибольшим количеством неплательщиков. Чтобы одним махом. Ныне, к примеру, во Фрунзенском районе выбрали дом # 24 по Купчинской улице, где в должниках числится восемь квартир. Общая сумма долга – 199 тысяч рублей. Пришли, разумеется, ради самого крупного электродолжника – около 40 тысяч рублей. Жильцы странной квартиры более года не предоставляли показания счетчика, и им насчитали платеж по нормативу. Попутно перепало и мелким неплательщикам, один из которых не погасил всего 4 тысячи 733 рубля. И за эдакую-то мелочь людей лишать электроэнергии?

– Имеем право отключить и за меньшее, – комментируют в ПЭС. – Житель «однушки», задолжавший за свет 700 рублей, уже попадает в группу риска. А порог отключения для квартир побольше – 2,4 тысячи. Однако если гражданин успел сбегать в пункт приема платежей, пока наши сотрудники еще не ушли из дома, то энергоснабжение его квартиры будет восстановлено. Даже квитанций никаких не надо показывать. Информация о поступлении платежа проверяется в режиме online.

Человек, задолжавший 4 тысячи 733 рубля, к счастью, успел. Так что электричества в его квартире не было всего несколько минут. Остальных просто отключили. Просто и подключат, как только будет произведена оплата. Совсем как «забросить денег» на телефон. Это рутинная работа, которая, как правило, приносит быстрый результат.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5576) от 29.10.2015.


Комментарии