Второй этаж мемориального Царскосельского Лицея открывается для широкой публики

7 июня откроется для широкой публики второй этаж мемориального Царскосельского Лицея. Он предстанет в том виде, каким был при юном Пушкине, который провел в этих стенах шесть счастливых лет. Накануне для журналистов устроили экскурсию по новым музейным залам и рассказали о других событиях, приуроченных к празднованию 225‑летия со дня рождения солнца русской поэзии.

Второй этаж мемориального Царскосельского Лицея открывается для широкой публики | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

От квартир до музея

Наш гид, которым на этот раз стал директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, начал с того, что нынешнее событие — третье открытие музея в здании Лицея, построенного в 1811 году по проекту архитектора Василия Стасова. Путь музея от показа нескольких комнат до полного представления о том, что такое Лицей пушкинского времени, занял 75 лет.

В 1949 году отмечалось 150‑летие со дня рождения Пушкина. По инициативе Сергея Вавилова, тогда — президента Академии наук СССР, был создан Мемориальный музей-лицей А. С. Пушкина. На его открытие в полном составе прибыл весь президиум академии. Такого в истории уважаемого учреждения не было ни до, ни после.

Лицей3_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

80 процентов зданий в Пушкине лежали в руинах. Понятно, что большая часть сохранившегося лицейского здания была плотно занята коммунальными квартирами. Музею выделили актовый зал (где 19 октября 1811 года торжест­венно открывался Лицей, а через несколько лет на экзамене юный Пушкин читал «Воспоминания в Царском Селе», покорившее Державина), два соседних смежных помещения, а также комнаты Пушкина и его ближайшего друга лицейских времен Ивана Пущина.

Расселение жилья и создание большого музея начались в 1966 году, и ровно полвека тому назад, к 175‑летию со дня рождения поэта, открылись учебные классы Лицея, расположенные на третьем этаже, и дортуары (спальни) лицеистов — на четвертом. Первый этаж во времена Лицея был служебным, его приспособили для приема посетителей. Залы второго этажа многие годы служили местом для хранения фондов, выставок и просветительской работы. Так состоялось второе открытие Лицея.


Лицей2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Когда несколько лет назад началась подготовка к празднованию 225‑летия со дня рождения Пушкина, было принято решение воссоз­дать помещения второго этажа. Их описания на начало XIX века сохранились. В частности, в воспоминаниях Пущина находим: «во 2‑ом этаже — столовая, больница с аптекой и конференц-зала с канцелярией». Несколько лет работы музейных специалистов самых разных профилей — и вот третье открытие музея в Лицее.

Некрасов пояснил общие принципы создания экспозиции. Лицей покинул Царское Село в 1843 году, а перестройки помещений начались еще раньше и потом продолжались: чиновники улучшали свои жилищные условия.

Поэтому новое музейное пространство, общей площадью почти 400 кв. метров, создавалось синтетическим путем. Мебель и посуда — из предметов пушкинской эпохи, подобранные из фондов на основе мемуарных свидетельств, а также текстов заказов для фабрик-изготовителей. Другие предметы и подбор цвета стен — по описаниям современников. Некоторые предметы, связанные с Пушкиным и его эпохой, — подлинные, они будут выставляться в Лицее непродолжительное время. «Также мы позволили себе очень деликатное использование мультимедийного сопровождения, таких современных средств, которые не нарушают облик ­интерьеров двухсотлетней давности», — отметил Некрасов.

Пирожком — в бакенбарды

Первый зал — передняя, или шинельная, там хранилась форма лицеистов — серые шинели и фуражки с красным околышем. На самом видном месте шинель с биркой на воротнике — «№ 14». Шинель принадлежала студенту, занимавшему комнату № 14. Это был Александр Пушкин. Все выглядит натурально, на самом деле это бывший театральный реквизит из давнего спектакля о юности поэта. В этой комнате расположено мультимедийное «волшебное зеркало». Сквозь амальгаму вдруг проступают портреты лицеистов первого набора и короткие тексты характеристик, которые давали им товарищи и учителя. «Александр Пушкин. Прозвище — француз. В русском и латинском языках: более понятливости и вкуса… По нравственной части: словоохотен, остроумен». «Александр Горчаков. Прозвище — франт. В математике: судит основательно… По нравственной части: благороден».

Дальше следуют комнаты, где протекала ежедневная жизнь лицеистов. Вот — буфетная с самоваром XVIII века. Здесь раскладывалась по тарелкам еда, принесенная с кухни, которая располагалась в отдельном здании. Пущин вспоминал: у лицеистов были прекрасные обеды, «что не мешало, однако, бросать пирожками Золотареву в бакенбарды». Матвей Золотарев был экономом Лицея, он отвечал за качество пищи. На мультимедийном экране движется эконом. Возможно, проверяет качество пирожков.

В столовой показаны меню, которые вывешивались на неделю, чтобы лицеисты могли выбирать, и девять стульев начала XIX века, таким могли пользоваться лицеис­ты. В этом помещении наказывали за плохое поведение — сажали на край стола. Тому, кто там находился, обед приносили последнему. И как‑то Пушкин сострил: «Блажен муж, иже, сидит к каше ближе». В другой раз два Ивана — Пущин и Малиновский, прячась за спины друг друга, стегали прутом Пушкина по спине. Наставник заметил, озорников усадили на край стола… Прошло много лет, раненный на дуэли Пушкин сказал: «Как жаль, что нет тут ни Пущина, ни Малиновского. Мне было бы легче умирать». По словам Некрасова, «мы будем говорить с посетителями не про кашу, а про то, как за шесть лет лицей формировал своих воспитанников, навсегда сохранивших теплые отношения друг к другу».

Здесь же, в столовой, помещен портрет Александра I, создателя Лицея. Один из соучеников Пушкина как‑то заметил: «где столько мы прожили радостных лет // Звонок и молитва, часы «перемены» // царя Александра в столовой портрет». При встречах в Екатерининском парке император легким кивком отвечал на поклоны лицеистов. А когда самодержцу что‑то не нравилось в их поведении — то яблоки из сада своруют (это доблесть), то какую‑нибудь фрейлину императрицы поцелуют (высшая доблесть), — «на ковер» вызывался директор Лицея. В первые годы им был Василий Малиновский, затем — Егор Энгельгардт. Однажды Пушкин поцеловал фрейлину. Пришлось ему сочинять объяснительную. Вызвали директора. «Какое безобразие», — заметил царь по‑русски. Потом добавил по‑французски: «Наверное, старая дева в восторге от ошибки молодого человека». Инцидент был исчерпан.

Лазарет — любимая комната лицеистов. «Это же был клуб, один прихворнул, к нему все приходят навещать», — комментирует Сергей Некрасов. Пушкин лежал в лазарете 14 раз, только по причинам простуд и ушибов, и здесь сочинил стихотворение «Пирующие студенты». Одного из преподавателей за непозволительное сокращение дистанции с лицеистами, проще говоря, за совместные выпивки, уволили. На спинке одной из коек прикреп­лен известный диагноз Пушкина, поставленный Пущину: «Вот здесь лежит больной студент — // Судьба его неумолима. // Несите прочь медикамент: // Болезнь любви неизлечима!».

В соседней комнате находилась лицейская аптека. По архивным документам музейщики установили, что там хранились банка с пиявками в количестве 20 штук, шприцы, стоматологические инструменты, бинты, инструменты для кровопускания. Доктор Франц Пешель выписывал рецепты, он использовал белый хлеб для лечения глаз, все в этой аптеке было в духе времени и в ногу с ним.

Финальный зал — «Конференция», современным языком учительская. Начиная с 19 октября 1811 года раз в месяц там собирались преподаватели Лицея. В этом зале главное внимание уделено подлинным предметам, связанным с директорами Лицея. Малиновскому принадлежали икона «Спас Нерукотворный» и серебряный кубок, который ему подарили по завершении дипломатической карьеры.

Об Энгельгардте, который придумал девиз Лицея «Для общей пользы» и герб — «Сова, сидящая на лире», много говорят две акварели архитектора Гаральда Боссе, изображающие кабинет директора. На одной четко читаются портреты первых лицеистов. Рисунок датирован 1834 годом, то есть сделан через семнадцать лет после первого лицейского выпуска, но директор трепетно хранит память о своих учениках.

На некоторое время в экспозиции будут представлены лицейский пенал Вильгельма Кюхельбекера, рисунок Пушкина с портретом Кюхельбекера, записные книжки лицеиста Александра Тыркова.


Лицей4_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


В 1911 году, когда Россия праздновала 100‑летие Лицея, Илье Репину была заказана картина «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Этим не мемориальным предметом завершается экспозиция. Как поясняет Некрасов, «нам хотелось, чтобы, расставаясь с Пушкинским лицеем, его посетители уносили с собой ощущения торжества молодого Пушкина, его признание великим поэтом, и этого экзамена — самого яркого события в Лицее».

В работе еще остаются два зала. 19 октября, в очередную лицейскую годовщину там откроется Детский мультимедийный центр, где в игровой форме расскажут о Пушкине, его эпохе, покажут в электроном виде музейную коллекцию детских рисунков, посвященных поэту.

Объем средств, выделенных государством на создание новых залов Лицея и реставрацию фасадов царскосельского музея А. С. Пушкина «Дача Анны Китаевой», где в 1831 году Пушкин и его молодая жена провели первое семейное лето, составил 111 млн рублей. Еще половину этой суммы музей добавил из заработанных денег. Ненадолго заглядываем на Дачу Китаевой.

225 лет и 300 балясин

Этот музей повторил судьбу Лицея. Он открылся в 1958 году и занимал три комнаты, вся дача стала музеем в 1981‑м. Вскоре усилиями пушкиноведа Татьяны Галушко и архитектора Татьяны Воронихиной была создана экспозиция, которая существует и сейчас. Татьяна Галкина, хранитель дачи, уверена, что ничего лучше не придумаешь. Там разговор не про быт, а про счастливую семейную жизнь поэта, создавшего в то лето «Письмо Онегина Татьяне», «Сказку о царе Салтане», где зашифрованы некоторые Гончаровы — новые родственники поэта, стихотворения «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России». После реставрации фасада дача стала выглядеть обновленной, именно в такой дом въехал на лето Пушкин с женой.

Некрасов добавляет, что реставрация фасада потребовала замены 300 балясин, остались небольшие работы по гидроизоляции. Что касается экспозиции, то она будет дополнена некоторыми подлинными предметами. Это пресс-грифон Пушкина, стакан Константина Данзаса, лицейского друга и секунданта на роковой дуэли, вязаная шаль и веер Натальи Гончаровой.

Еще одно событие, связанное с юбилеем поэта, — выставка «Пушкин нынче в моде». Она открылась в здании на Мойке, 12, и посвящена празднованиям дня рождения поэта начиная с 1879-го по 1999 год.


Дача Пушкина1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Кроме многочисленных документов и фотографий посетители увидят портреты поэта, созданные художниками Александром Бенуа, Кузьмой Петровым-Водкиным, Василием Шухаевым, скульптором Саррой Лебедевой. Давно не экспонировалась картина Николая Ульянова «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина на придворном балу перед зеркалом».

Пушкин действительно всегда в моде.


#пушкин #лицей #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7676) от 04.06.2024 под заголовком «Лицей и его заветы».


Комментарии