Вспоминаем историю появления поселка Белоостров и его названия
История поселка берет начало от своего «прародителя» — деревни Белоостров, на месте которой ныне расположен массив «Садоводства» во Всеволожском районе Ленинградской области. Он находится на 37 – 40-м км Выборгского шоссе.
ФОТО Mahabubur Rahman on Unsplash
В 1870 году в нескольких километрах южнее деревни Белоостров пролегла железная дорога в Финляндию. На границе с Великим княжеством Финляндским, входившим на правах автономии в Российскую империю, была построена приграничная станция, которая вскоре стала обрастать различными службами и жилыми домами. Станцию назвали Белоостров, дачный поселок рядом с ней получил имя Новый Белоостров, а прежний одноименный пункт стали звать Старым Белоостровом.
Откуда взялось название? По одной из версий, причиной стало обильное цветение черемухи по берегам реки Сестры, когда все вокруг как будто бы становилось белым…
Линия границы проходила по реке Сестре, на станции Белоостров происходил таможенный досмотр. С финской стороны была открыта еще одна станция — Раяйоки (raja — «граница», joki — «река»), там в 1914 – 1917 годах построили вокзал по проекту архитектора Бруно Гранхольма.
После того как Финляндия в конце 1917 года получила независимость, Белоостров стал рубежом на госгранице. Примечательно, что мост через реку Сестру был условно поделен на две части и раскрашен в два цвета: с финской стороны — в белый, с советской — в красный.
— Кстати, после революции поселку пытались дать более «правильное» название — Красноостров, но оно не прижилось. Против выступило железнодорожное ведомство, поскольку станция под именем «Красноостров» уже была на картах, и появление еще одной внесло бы путаницу. Окончательным же аргументом стало упоминание Белоострова в договоре с Финляндией, — говорит топонимист Андрей Рыжков. — Мол, вы что, граждане, хотите, чтобы мы из‑за вас договор переписывали?..
На станции Белоостров в 1934 году по проекту архитектора Андрея Воробьева было возведено монументальное здание вокзала, которое призвано было стать парадными воротами в СССР. Именно поэтому первое, что бросалось в глаза пассажирам подходившего из Финляндии поезда, был высеченный в камне огромный герб Советского Союза, украшавший угол здания. Главный вход вокзала и фриз украсили барельефами, изображавшими развитие промышленности в СССР.
Оба вокзала были разрушены во время Великой Отечественной войны. И если от советского вокзала не осталось вообще ничего, то от финского вокзала совершенно случайно уцелели остатки фундаментов, напольного покрытия и каменные чаши станционного туалета… Их можно найти юго-восточнее развязки шоссе «Скандинавия» и Западного скоростного диаметра.
Не осталось ничего и от прежней, дореволюционной и довоенной, застройки поселка, по которому фактически проходил передний край обороны. Писатель Павел Лукницкий писал: «Несуществующий Белоостров: из руин его домов и фундаментов давно сделаны дзоты, доты, блиндажи… Только от вокзала остались куски, по которым можно представить себе прежние формы здания».
В память о белоостровском рубеже в 1966 году на 39‑м км Приморского шоссе был воздвигнут памятник «Сестра», входящий в Зеленый пояс Славы.
Что же касается нынешних названий улиц в Белоострове, то они в основном даны по природным и географическим особенностям. Биржевая улица получила свое имя в связи с тем, что рядом находились пилорама и лесная биржа — место купли-продажи лесоматериалов, а поблизости на берегу реки Сестры находился склад лесосплава. Арктическая и Полярная улицы получили названия 15 мая 1965 года: как указано в решении, «улицы застраиваются дачами полярников (сотрудников Арктического и Антарктического научно-исследовательского института)».
Еще одна улица была названа в 1975 году в честь героя битвы за Ленинград Ивана Лобачика — комиссара батальона 291‑й стрелковой дивизии 23‑й армии. 22 сентября 1941 года его батальону удалось выбить фашистов из поселка Белоостров. Во время атаки на дот Лобачик был тяжело ранен, попал в плен и был зверски замучен. Он погиб героем. Его имя увековечено не только в Курортном районе, но и в Москве, где он жил до войны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7681) от 11.06.2024 под заголовком «Два вокзала, биржа и полярники».
Комментарии