Время изучать камни
Комментарий КГИОП о проблеме искусственного омолаживания исторических (построенных до 1917 года) зданий для получения разрешения на их снос. Подготовлен по просьбе редакции.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Самый доступный механизм борьбы с омолаживанием - законодательное регулирование с помощью внесения изменений в 820-й городской закон «О границах и режиме зон охраны...». По инициативе КГИОП предполагается внесение норм, определяющих понятие исторического здания и перечень документов, которыми оно определяется. Сейчас эти изменения обсуждаются с общественностью и депутатами.
Другой способ - формирование определенных требований к документам, поступающим на рассмотрение в КГИОП. В них должен обозначаться год постройки здания с предоставлением документации технического учета. При попытке обосновать другой год постройки, в случае если по документам технического учета год не установлен либо указан двойственный, КГИОП требует предоставления технического заключения. Необходимо проведение обследования, включающего обследование фундаментов (в том числе шурфы) и кирпичей.
КГИОП совместно с КГА принял решение указывать в градостроительном плане земельного участка дату постройки здания. При выдаче разрешений в случае отнесения здания к историческим КГИОП просит районные администрации дополнительно запрашивать заключение КГИОП о возможности проведения работ.
С 2014 года КГИОП уведомляет районные отделения ГУИОН о недопустимости изменения дат построек исторических зданий. В настоящее время Росреестр при любой смене года с 1917-го на более поздний запрашивает в КГИОП имеющиеся материалы (технические заключения, обследования).
Бывает, что в техническом паспорте земельного участка написано «год постройки неизвестен/1959», либо «1917/капремонт 1970»... В таких случаях необходимо учитывать, что в послевоенные годы понятия «реконструкция» или «капитальный ремонт» могли означать восстановление или снос и постройку нового здания.
Могли быть отбиты какие-то элементы (при воссоздании чаще всего никакой деталировки не восстанавливалось). Фасады могут быть не историческими, а восстановленными, для учета всех нюансов необходимо выполнение технического обследования конструкций здания для определения возраста кирпича. По характеристикам раствора и кирпича можно определить датировку постройки здания. Для этого КГИОП просит предоставлять техническое заключение, включающее данные о материалах, из которых состоят конструкции.
Также нужно принимать во внимание, что в настоящее время не установлена процентная оценка сохранности исторических зданий. Отсутствует регулирование ситуаций, когда от исторических конструкций сохранилось, например, 30% - можно ли в таком случае относить здание к историческим или нет. Отрегулировать эти вопросы с точки зрения законодательства не всегда возможно.
КГИОП планирует прийти к пообъектной охране исторических зданий со сбором информации по конкретным адресам для понимания уровня ценности каждого из них. Необходимо стремиться к поадресному перечню исторических зданий, который будет широко обсуждаться с профессионалами и общественностью. Для начала это коснется зданий в историческом центре, а потом и в периферийных и пригородных районах города. Только в центральных районах города расположено около 14 тысяч исторических зданий. Такой подход позволит минимизировать манипуляции с датами постройки исторических зданий.
Санкт-Петербург первый и до настоящего времени единственный субъект Российской Федерации, который взял такой широкий спектр объектов, как исторические здания, под сохранение. Взяв на себя такое обременение, городские власти показывают свою ориентированность на сохранение рядовых зданий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (6357) от 14.01.2019 под заголовком «Время изучать камни».
Комментарии