Возвращение в Дом

Мы внимательно и с тревогой следили за судьбой этого здания, известного еще в пушкинском Петербурге как особняк Сухозанета, а в середине 1970-х ставшего Домом журналиста. Из-за соседней стройки потребовался внеочередной ремонт, который начался с трудоемких работ по укреплению фундамента. Потом дому стали угрожать непонятно откуда взявшиеся и отклоненные журналистским сообществом планы перекрыть двор атриумом и тем самым грубо исказить облик памятника русского классицизма...

Возвращение в Дом | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Но сейчас все волнения позади. После четырехлетнего ремонта Домжур готов к открытию: торжественная церемония должна состояться в субботу, а уже в понедельник здесь соберется пленум правления Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На выделенные городом 560 млн рублей отремонтированы офисные и служебные помещения на первом и втором этажах; проведена реставрация парадных залов третьего этажа, сняты четыре слоя полов и воссоздан дубовый с оригинальным рисунком. Обновлена вся инженерия, установлена современная система пожаротушения. Надстроен технический этаж над дворовыми флигелями: невидимый с Невского проспекта, он необходим для эксплуатации здания. Полностью заменена кровля.

К чести всех заинтересованных сторон: города как заказчика, компании ПСБ «ЖилСтрой» как генподрядчика, Союза журналистов как пользователя, в одном парадном зале продолжится образцово-показательная реставрация живописного плафона, созданного итальянскими мастерами в 1830-е годы.

В преддверии открытия Дома журналиста небольшую экскурсию по зданию провел для нас начальник строительного участка Сергей Занин.

Мы встретились в парадном вестибюле. В нем обновлена позолота сводов, расчищены колонны из искусственного мрамора и лестничные ступени, вытесанные из путиловского камня, отреставрирована печь XIX века. Там же в тот момент находился воссозданный по архивным материалам металлический козырек, сейчас он занял свое законное место над дверью главного входа.

За вестибюлем, как все помнят, расположен знаменитый лифт начала ХХ века. Работу с ним Занин назвал «музеефикацией». Отреставрировано ограждение лифта, отреставрирована и возвращена на свое место его кабина. Только «движки» заменены современными. На дверях ограждения установлена крупная накладка-украшение из латуни в виде кадуцея - жезла Меркурия (Гермеса) с двумя переплетенными змеями.

Здесь уместно вспомнить историю здания. Оно было построено в 1830 году по проекту архитектора Доменико Квадри для генерала Ивана Сухозанета, участника Отечественной войны 1812 года. В 1863 году дом купило Санкт-Петербургское городское купеческое общество, которое владело им до революции. Купцы и украсили лифт символом Меркурия - античного бога торговли.

При подъеме по парадной лестнице наше внимание привлекает воссозданный эффектный деревянный короб - он обрамляет проем, ведущий в помещения второго этажа к офису Союза журналистов. Но сначала осматриваем третий этаж с его отреставрированными пятью парадными залами. Сергей Занин обращает наше внимание на действующий сейф в малой Зеленой гостиной, мраморные подоконники и позолоту на кессонах в голубом кабинете. Показывает два скромных зала, в одном приведен в порядок камин, в другом при снятии навесного потолка найден герб с вензелем. Принадлежность герба еще предстоит расшифровать.

Все дороги третьего этажа ведут в главный зал Домжура, который лучше назвать театрально-концертным. Он стал меньше прежнего актового - 120 мест против 180, но обеспечен удобными креслами, современными сценическим и мультимедийным оборудованием, светом и звуком.

Уменьшение вместимости связано с требованием пожарных встроить за залом лестницу, которая связывает все пять этажей здания.

К слову, теперь в Домжуре четыре лестницы. Кроме новой и парадной, еще одна (с исторической метлахской плиткой) ведет от второго входа в здание на второй этаж. Другая - из двора на все этажи, рядом с ней находится лифт. Двор замощен и станет рекреационной зоной. Возможно, кому-то покажется архаичным устраивать такое пространство в нашем климате, но время от времени надо поднимать глаза к небу. Особенно людям нашей суетной профессии.

На вопрос, почему не показываете Красную гостиную, Занин отвечает: «Это на десерт». Спускаемся на второй этаж, где в офисе Союза журналистов установлена мебель и латунные люстры под XIX век вместо искусственной кожи, алюминия и пластика. Рядом располагаются современные помещения медиацентра и малого пресс-центра. Под театрально-концертным залом находится «серверная», над ним - аппаратная, оттуда будет вестись все управление шоу-машинерией.

По метлахской плитке спускаемся на первый этаж, там в помещении ресторана рабочие заканчивали работу над двумя колоннами дорического ордера - чтобы было «как при купцах».

Строители передают нас Михаилу Рогозному, художнику, руководителю работ по реставрации живописи. Мы снова поднимаемся на третий этаж в гостиную, где будет продолжаться реставрация росписей на плафоне и фризе.

Они были созданы живописцем Антонио Виги и его мастерской в 1830-е годы. Виги прославился работой в Михайловском замке, позже получал частные заказы. Для этого зала он задумал росписи на светло-сером и голубом фоне в тон искусственному мрамору стен с голубыми прожилками.

По сторонам зала на плафоне размещены четыре композиции - Флора; Диана, наказывающая Амура; Аврора; Венера с зеркалом. Они выполнены клеевыми красками на миткале - тонкой ткани, которую крепили к потолку. Между сюжетами нарисованы цветочные гирлянды и «розетки», которые своим сусальным золотом изысканно бликовали от свечей.

Но при свечах и печах вся эта красота держалась недолго. Обычной практикой были переделки и «улучшения». Купцы заменили авторский фон на желтовато-коричневый, счистили фриз, вставив туда грифонов, гербы Петербурга с ленточками, вензеля Александра II и натурную датировку - «1864».

После революции поверх одного вензеля появилось изображение серпа и молота и надпись «СССР». Оно будет сохранено как памятник истории. В 1950-е годы добрались и до гербов с вензелями, просто закрасив их женскими головками и цветами. Тон стал ближе к коричневому. Еще хуже то, что при этом использовались плотные краски, которые разрушают оригинальную клеевую живопись.

Прежде чем приступать к реставрации, команда из художников - выпускников Академии Штиглица взяла примерно 150 проб с разных участков плафона и составила картограмму сохранности.

На срезах обнаружилось от 2 до 18 слоев краски, от голубых до коричневых. Но главный вывод - можно реставрировать.

Мастера работают уже год, каждый художник расчищает по два-три квадратных сантиметра в день. «Мы первые возрождаем плафон в его первородстве. Я не знаю таких комплексных расчисток в Петербурге. Нас не подгоняют, это для всех знаковый объект. Будем работать», - говорит Михаил Рогозный. Мы спросили его, сохранилась ли оригинальная живопись в других парадных залах. Там художники только почистили существующие росписи. «На 60 процентов уверен, что она там сохранилась», - подытожил Рогозный.

Но это работа для будущих поколений.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5858) от 23.12.2016.


Комментарии