Возвращение поэта. Станцию метро «Маяковская» открывают для пассажиров

Капитальный ремонт одной из основных станций центра города – «Маяковской» завершается. Вестибюль на углу Невского проспекта и улицы Марата откроют для входа и выхода 10 декабря, ровно через 11 месяцев после начала работ. При этом барельеф Владимира Маяковского с известными строчками стихов поэта уже установлен на своем привычном месте – на колонне в вестибюле.

Возвращение поэта. Станцию метро «Маяковская» открывают для пассажиров | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Главное изменение после открытия станции – в системе вход-выход. Вход теперь будет только со стороны Невского проспекта, где установлены рамки металлоискателей и оборудованы досмотровые зоны. Кроме того, новые турникеты позволят принимать все виды оплаты. Выход – на улицу Марата, – пояснил начальник производственного отдела метрополитена Алексей Мичурин.

Основные работы в ходе ремонта вели в эскалаторном тоннеле, там необходимо было заменить устаревшие водоотводящие армоцементные щиты на современные, из анодированного алюминия. А главное – полностью перебрать все три эскалатора, прослужившие более полувека. Заменена была также балюстрада. Протечки и необходимость ремонта эскалаторов как раз и были главными причинами закрытия станции.

В вестибюле строители выполнили облицовку пола, стен и колонн из природного камня. Станция стала светлее, и не только из-за современных светильников: стены покрыли плитками из саяногорского мрамора бело-розовых тонов. Установлены новые группы дверей – на вход и выход, с отдельным, более широким проходом для маломобильных людей. Для слабовидящих пассажиров нанесена тактильно-контрастная разметка из кварцевого материала, что позволит им уверенно ориентироваться в вестибюле.

Особую заботу проявили по отношению к главному скульптурно-архитектурному элементу вестибюля – барельефу с изображением Владимира Маяковского. На днях он вернулся из реставрационной мастерской. На лечение медная скульптура была отправлена в плачевном состоянии.

Одной из самых сложных проблем было очистить чеканку не только от накопившейся за многие годы грязи и сажи, но и от жвачки – она плавится и плохо счищается. Пришлось также выправлять все контуры памятника, вандалы пинали его ногами, ступни барельефа были расплющены. Часть медных элементов, которые со временем пришли в негодность, заменили, – рассказал нашей газете реставратор, скульптор-монументалист Владимир Шплет.

Маяковская1_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

При этом специалисты поставили своей целью сохранить историческую патину, которая образовывалась на меди с 1967 года, когда была открыта станция. В результате поэт возвратился на станцию и с патиной, и со стихами. На колонне восстановят строчки из поэмы «Хорошо». На одной стороне: «Славьте молот и стих землю молодости». На другой: «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет». Реставраторам удалось воссоздать композицию практически в первозданном виде. На последнем этапе на барельеф нанесут защитное покрытие из воска и прикрепят на специальные болты буквы.

При открытии станции литеры букв сделали бронзовыми, но впоследствии некоторые из них были содраны, украдены и их заменили фанерными. Нынешний вариант литер отлит из бронзы, как это было изначально, – рассказала руководитель архитектурного отдела метрополитена Анна Быконя.

На обновленной станции установили также систему видеонаблюдения, причем интеллектуальную – способную распознавать лица. В Москве эти системы в метро стали монтировать чуть раньше. О результатах недавно доложили: в столичной подземке за нынешний год с помощью такой системы распознавания лиц обнаружили 380 человек, считавшихся потерявшимися, из них 89 детей. Так что за барельеф поэта и бронзовые литеры теперь можно не беспокоиться – они под надежной охраной.

За оставшиеся до открытия «Маяковской» дни специалистам остается закончить пусконаладочные работы по всему оборудованию. В том числе и по банкоматам – во время нашего посещения в вестибюле отлаживали сразу несколько денежных ящиков. Необходимо, кроме того, смонтировать и подключить программное обеспечение ко всем системам. Конечно же, требуется и финальная уборка от строительной пыли.

Кстати, косметический ремонт проводят также в подземном вестибюле станции, отделив часть платформы забором. В недоступном для пассажиров пространстве остался и мозаичный портрет Маяковского на стене. Впрочем, как сказано, 10 декабря и барельеф, и портрет вновь предстанут перед пассажирами во всей своей первозданной красе.

Маяковская4_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Маяковская» – одна из самых востребованных станций в центре города, капитальный ремонт здесь проводился впервые с 1967 года. Осложняло организацию работ отсутствие пространства для строительного городка – даже забор негде было поставить. С такими же проблемами строители, видимо, столкнутся на следующей, стоящей в очереди на ремонт станции – «Московская-2». Там работы планируют начать уже в январе будущего года, вестибюль закроют на капремонт тоже на 11 месяцев.

Впрочем, при всех неудобствах без одного из выходов со станции «Московская» обойтись можно, все-таки второй там остается действующим. Гораздо сложнее будет транспортная ситуация после начала капремонта на «Ладожской», по планам, его начнут в январе 2023-го, то есть через год с небольшим. Вот там придется пересматривать всю схему движения транспорта в районе и даже в целом в городе. Станция соединена с вокзалом, доставку пассажиров как-то придется обеспечивать. Может быть, часть поездов надо будет переориентировать на другие петербургские вокзалы.

Напомним также, что в декабре завершается реконструкция станции «Технологический институт-1». Там в наклонном ходе установили четыре эскалатора вместо трех. Реконструкция станции ведется с апреля 2020 года, то есть 20 месяцев.

Такая же реконструкция – с заменой трех эскалаторов на четыре – предстоит «Чернышевской». При реконструкциях станций в качестве заказчика выступает не метрополитен, а комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Сроки начала работ, насколько нам известно, пока не определены, – рассказал начальник производственного отдела метрополитена Алексей Мичурин.

#Петербургский метрополитен #метро #ремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7065) от 06.12.2021 под заголовком «Поэт вернулся со стихами».


Комментарии