Возвращение былой роскоши. В Таврическом дворце идёт возрождение исторических залов

Уже восстановлены бывшие опочивальня императрицы Елизаветы Алексеевны и уборная императрицы Марии Федоровны. Сейчас эти помещения заняты, соответственно, представительствами Казахстана и Таджикистана. Только что завершилась реставрация бывшей секретарской Александра I.

Возвращение былой роскоши. В Таврическом дворце идёт возрождение исторических залов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Готовясь к реставрации каждого зала, мы проводим тщательные историко-документальные исследования, но, когда доходит до дела, все равно сталкиваемся с неожиданностями, — поделился генеральный секретарь Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ Дмитрий Кобицкий. — Потому что всякий раз не знаем, к примеру, что может оказаться под паркетом, в каком состоянии штукатурка, на которую нанесен красочный слой. В зале бывшей камер-юнкерской, где сейчас находится представительство парламента Киргизии, прежде чем начинать реставрацию, вообще пришлось полностью менять перекрытия.

Реставраторам же одно удовольствие: они как будто бы заново «прочитывают» историю, находя следы самых разных эпох. Как известно, дворец построил для себя в конце XVIII века князь Григорий Потемкин-Таврический, потом в нем располагалась загородная резиденция императрицы Екатерины II, а затем Павел I, ненавидевший свою матушку, вывез из Таврического дворца все убранство и устроил в нем казарму. К мраморным колоннам привязывали лошадей…

Есть исторический анекдот: будто бы по указанию Павла Пет­ровича снятый во дворце паркет настелили в строившемся Михайловском замке, и ни одна половица не скрипнула, когда заговорщики шли крадучись, чтобы свергнуть императора… Мол, так дворец отомстил Павлу за то разорение, которое он ему причинил.

Александр I вернул роскошь Таврическому дворцу. По проекту архитектора Луиджи Руска были обновлены позолота и лепнина. Именно к тому времени относится оформление и бывшей секретарской Александра I, которую вскоре займет представительство национального собрания Республики Армения.

Сегодня едва ли не самая главная ценность этого зала — зеркала. Они были созданы перед самой войной с Наполеоном. Кто только в них не отражался!.. В начале ХХ века в этом зале была приемная председателя Государственной думы, в советские годы заседал yченый совет Высшей партийной школы.

На реставрацию зала ушло около года, — рассказал ­Сергей Сенькевич, начальник отдела ремонта и реставрации инженерно-технического управления Межпарламентской ассамблеи СНГ. — Когда сняли паркет, обнаружили большое количество строительного мусора (увы, никаких исторических артефактов в нем не нашли) и весьма изношенные перекрытия. Несущей конструк­цией здесь являются установленные в начале ХХ века металлические балки, в которые вмонтированы железобетонные плиты. Некоторые были сломаны, с трещинами. Все это требовалось привести в порядок…

Паркет, состоящий из нескольких сортов дуба, восстановили по историческим эскизам. В штукатурном слое обнаружили большое количество протечек, а также пустот, в том числе под живописным слоем. Их приходилось заполнять специальными известковыми составами, которые близки историческим, использовавшимся при строительстве дворца.

Таврический1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Что касается живописи, то реставраторы делали ленточные расчистки, чтобы выявить исторические цвета. Помогли и скрупулезные исследования, основанные на архивных документах Академии художеств и КГИОП. Благодаря всем этим усилиям настенным росписям, закрашенным в период функционирования Государственной думы, удалось вернуть первоначальный вид. За счет этого потолок стал казаться более легким и воздушным.

Часть живописи, пораженной грибком, пришлось демонтировать и воссоздавать заново. Работали по старинной технологии, — пояснил художник-реставратор монументальной живописи Ярослав Фомин.

Еще одной задачей было «спрятать» в историческом интерьере современное техническое оснащение и коммуникации, чтобы они никоим образом его не нарушали. Все работы, разумеется, велись под строгим контролем КГИОП.

Как пояснил Сенькевич, сложность реставрации заключается еще и в том, что в свое время дворец строили по частям. Сначала, при Потемкине, была воздвигнута его центральная часть, потом — крылья, затем их дополняли пристройками.

Фасадные стены дворца стоят на старинных лежневых фундаментах, опирающихся на забитые в землю мощные стволы лиственниц, а внутренние — на ленточных.

Естественно, фундаменты ведут себя по‑разному и дают разный уровень осадки. Достаточно сказать, что стены одного только отреставрированного зала стоят на разных фундаментах. А потому каждая из них продолжает «двигаться» по‑своему. С этим невозможно бороться, поскольку, условно говоря, устранить причину можно только разобрав здание и построив его заново на едином основании…

В прошлом году был отремонтирован центральный портик дворца, в настоящее время продолжается реставрация помещения камер-юнкерской. В этом году начнется работа еще в двух исторических залах — бывших диванной и китайской гостиной.

Читайте также:

Семейные реликвии: как резиденция Урсина превратилась в музей

В Выборге отреставрировали один из красивейших домов города


#Таврический дворец #архитектура #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7832) от 23.01.2025 под заголовком «Возвращение былой роскоши».


Комментарии