Возвращение былой роскоши. В Таврическом дворце идёт возрождение исторических залов
Уже восстановлены бывшие опочивальня императрицы Елизаветы Алексеевны и уборная императрицы Марии Федоровны. Сейчас эти помещения заняты, соответственно, представительствами Казахстана и Таджикистана. Только что завершилась реставрация бывшей секретарской Александра I.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Готовясь к реставрации каждого зала, мы проводим тщательные историко-документальные исследования, но, когда доходит до дела, все равно сталкиваемся с неожиданностями, — поделился генеральный секретарь Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ Дмитрий Кобицкий. — Потому что всякий раз не знаем, к примеру, что может оказаться под паркетом, в каком состоянии штукатурка, на которую нанесен красочный слой. В зале бывшей камер-юнкерской, где сейчас находится представительство парламента Киргизии, прежде чем начинать реставрацию, вообще пришлось полностью менять перекрытия.
Реставраторам же одно удовольствие: они как будто бы заново «прочитывают» историю, находя следы самых разных эпох. Как известно, дворец построил для себя в конце XVIII века князь Григорий Потемкин-Таврический, потом в нем располагалась загородная резиденция императрицы Екатерины II, а затем Павел I, ненавидевший свою матушку, вывез из Таврического дворца все убранство и устроил в нем казарму. К мраморным колоннам привязывали лошадей…
Есть исторический анекдот: будто бы по указанию Павла Петровича снятый во дворце паркет настелили в строившемся Михайловском замке, и ни одна половица не скрипнула, когда заговорщики шли крадучись, чтобы свергнуть императора… Мол, так дворец отомстил Павлу за то разорение, которое он ему причинил.
Александр I вернул роскошь Таврическому дворцу. По проекту архитектора Луиджи Руска были обновлены позолота и лепнина. Именно к тому времени относится оформление и бывшей секретарской Александра I, которую вскоре займет представительство национального собрания Республики Армения.
Сегодня едва ли не самая главная ценность этого зала — зеркала. Они были созданы перед самой войной с Наполеоном. Кто только в них не отражался!.. В начале ХХ века в этом зале была приемная председателя Государственной думы, в советские годы заседал yченый совет Высшей партийной школы.
— На реставрацию зала ушло около года, — рассказал Сергей Сенькевич, начальник отдела ремонта и реставрации инженерно-технического управления Межпарламентской ассамблеи СНГ. — Когда сняли паркет, обнаружили большое количество строительного мусора (увы, никаких исторических артефактов в нем не нашли) и весьма изношенные перекрытия. Несущей конструкцией здесь являются установленные в начале ХХ века металлические балки, в которые вмонтированы железобетонные плиты. Некоторые были сломаны, с трещинами. Все это требовалось привести в порядок…
Паркет, состоящий из нескольких сортов дуба, восстановили по историческим эскизам. В штукатурном слое обнаружили большое количество протечек, а также пустот, в том числе под живописным слоем. Их приходилось заполнять специальными известковыми составами, которые близки историческим, использовавшимся при строительстве дворца.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Что касается живописи, то реставраторы делали ленточные расчистки, чтобы выявить исторические цвета. Помогли и скрупулезные исследования, основанные на архивных документах Академии художеств и КГИОП. Благодаря всем этим усилиям настенным росписям, закрашенным в период функционирования Государственной думы, удалось вернуть первоначальный вид. За счет этого потолок стал казаться более легким и воздушным.
— Часть живописи, пораженной грибком, пришлось демонтировать и воссоздавать заново. Работали по старинной технологии, — пояснил художник-реставратор монументальной живописи Ярослав Фомин.
Еще одной задачей было «спрятать» в историческом интерьере современное техническое оснащение и коммуникации, чтобы они никоим образом его не нарушали. Все работы, разумеется, велись под строгим контролем КГИОП.
Как пояснил Сенькевич, сложность реставрации заключается еще и в том, что в свое время дворец строили по частям. Сначала, при Потемкине, была воздвигнута его центральная часть, потом — крылья, затем их дополняли пристройками.
Фасадные стены дворца стоят на старинных лежневых фундаментах, опирающихся на забитые в землю мощные стволы лиственниц, а внутренние — на ленточных.
Естественно, фундаменты ведут себя по‑разному и дают разный уровень осадки. Достаточно сказать, что стены одного только отреставрированного зала стоят на разных фундаментах. А потому каждая из них продолжает «двигаться» по‑своему. С этим невозможно бороться, поскольку, условно говоря, устранить причину можно только разобрав здание и построив его заново на едином основании…
В прошлом году был отремонтирован центральный портик дворца, в настоящее время продолжается реставрация помещения камер-юнкерской. В этом году начнется работа еще в двух исторических залах — бывших диванной и китайской гостиной.
Читайте также:
Семейные реликвии: как резиденция Урсина превратилась в музей
В Выборге отреставрировали один из красивейших домов города
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7832) от 23.01.2025 под заголовком «Возвращение былой роскоши».
Комментарии