Возвращение «Американки». В Петербурге заработал туристический трамвайный маршрут
Водители машин, пробирающихся в плотном потоке по Литейному, оборачивались, разглядывая нарядную и стильную «Американку». В основном смотрели с удивлением и интересом. Некоторые - озадаченно. Те, кому неожиданно возникший на проспекте трамвай мешал повернуть налево, даже раздраженно сигналили... Что ж, надо привыкать: трамваи решительно вернулись на Литейный и теперь их можно будет видеть здесь регулярно, хотя и не часто - всего четыре раза за день. С 6 ноября в Петербурге заработал постоянный трамвайный маршрут Т1 - «Первый туристический». Причем первый он не только в нашем городе, но и в стране.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Под перезвон своих ретрососедей вагон выкатывается из Трамвайного парка им. А. П. Леонова на Васильевском острове (сегодня - Музей городского электрического транспорта). Часовой круговой маршрут связал этот остров и Петроградскую сторону с Финляндским вокзалом и Цирком на Фонтанке. Он проходит через шесть мостов (Тучков, Сампсониевский, Литейный, Белинского, 1-й Садовый и Троицкий) и мимо примерно полутысячи достопримечательностей, в числе которых «Аврора» и Михайловский замок, Петропавловка и Ленинградский зоопарк, Марсово поле и Летний сад...
Этот вагон - реплика знаменитой «Американки», ЛМ-33 образца 1933 года. Построен в цехе ремонта трамваев «Горэлектротранса» на Московском проспекте. То есть по сути своей (ходовая часть, система управления и т. д.) это вполне современная машина. С магнитом экстренного тормоза, камерами видеонаблюдения по периметру и даже с USB-зарядниками и Wi-Fi в салоне... Но внешне это точная копия «Американки», ставшей за полвека работы в нашем городе настоящей трамвайной классикой. Так что внутренняя отделка - самая что ни на есть классическая. Дуб и бронза. Интерьер воссоздан по архивным чертежам и фотографиям: скамьи, окна, двери, поручни и ручки - все выглядит, как в начале века. Кондуктор раньше сидел за солидной дубовой загородкой-трибуной метровой высоты - сейчас это рабочее место трамвайного экскурсовода. Кстати, принцип «метр с кепкой» в туристическом трамвае действует, как это было в давние времена: дети ростом менее 100 см (то есть ниже загородки), едут бесплатно.
В ГЭТ объясняют выбор модели: машины ЛМ-33 служили пассажирам полвека, застали годы войны и блокады и ушли с линии только в 1979 году. Теперь, через четыре десятилетия, этот трамвай возвращается, чтобы стать обязательным пунктом программы для туристов и, возможно, одним из символов Петербурга - как, например, туристические трамваи в Лиссабоне или Сан-Франциско.
Маршрут только заработал, а в компании уже обсуждают его дальнейшее развитие. Например, обещают поставить два красивых павильона, стилизованных под старину, на конечных остановках - у Трамвайного парка на Васильевском и у Цирка. Обсуждают, как удобнее организовать работу «кондуктора-официанта», который обеспечит экскурсантов водой, напитками и легкими закусками, или как донести до иностранцев английский вариант экскурсии...
Пока стоимость билета на часовую поездку в сопровождении гида - всего 100 рублей. Но трамвайно-туристическое тарифное меню планируют изменить так, чтобы для туристов оно было дороже, чем для местных жителей. Обещают также подумать о льготах для пенсионеров и школьников. Разрабатывают дизайн билетов. К следующему лету хотят состыковать такой трамвай с остальной тур-инфраструктурой - автобусами «Сити-тур», работающими в режиме hop on - hop off, с прогулочными судами - тогда осматривать достопримечательности, пересаживаясь с одного вида транспорта на другой, можно будет по единому билету.
- В этом году мы хотим построить еще один подобный трамвай и один - к лету 2020-го, - делится планами директор ГЭТ Василий Остряков. - Пока «Американка» по Т1 будет бегать в одну сторону, но когда появится второй такой вагон, мы сможем запустить встречный маршрут по этому же кольцу. В дальнейшем с увеличением «туристического парка» начнем уменьшать интервалы движения трамваев.
КСТАТИ
Сесть на туристический трамвай можно на любой из 16 остановок по ходу его следования (карта есть на сайте ГЭТ https://electrotrans.spb.ru/). Правда, время прибытия вагона на промежуточную остановку придется угадывать или рассчитывать самостоятельно. Перевозчик указывает лишь время его отправления от Музея городского электрического транспорта: 10.00, 13.00, 16.00 и 19.00.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6563) от 08.11.2019 под заголовком «Возвращение «Американки»».
Комментарии