Возвращая утраченное. Петербург — лидер электротехнических технологий

В 2022 году перед российскими компаниями всех отраслей встал вопрос импортозамещения. Электротехническая промышленность исключением не стала. Ситуацию, которая сложилась на петербургских электротехнических производствах, обсудили в Доме журналиста на панельной дискуссии «Петербург — лидер электротехнических технологий».

Возвращая утраченное. Петербург — лидер электротехнических технологий | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Вспомнить и восстановить

Обсуждение началось с крупного формата — производства турбин. Собравшиеся специалисты напомнили, что еще в 90‑е годы прошлого века в России по ряду причин компетенции в некоторых важнейших электротехнических сегментах были утеряны. Прежде всего речь идет о газовых турбинах большой мощности. Это произошло в том числе из‑за того, что на наш рынок пришли крупные зарубежные компании. Став монополистами, они выстраивали сотрудничество с российскими партнерами преимущественно к собственной выгоде, сосредоточив основную высокотехнологичную часть производства на своей территории, а России доверили сборку.

Яркий пример такого «взаимовыгодного» сотрудничества с компанией Siemens. После того как зарубежный партнер был вынужден приостановить поставки оборудования в Россию, многие важнейшие промышленные отрасли в нашей стране, в том числе и электротехническая, оказались в сложном положении.

С другой стороны, такая ситуация может стать стимулом для собственного развития.

«Положительным моментом всех сегодняшних геополитических преобразований является тот факт, что рынок закрылся для иностранных конкурентов, а это значит, что у нас появляется больше возможностей, — уверен директор инжинирингового центра АО «Силовые машины» Константин Савичев. — В результате сегодня на нашем предприятии происходит не только развитие традиционной линейки оборудования (паровые турбины, гидротурбины), но и разработка новых продуктов. Прежде всего идет работа по восстановлению актуальных компетенций, которые были утрачены. Речь идет о самых популярных на сегодняшний день энергетических установках — газовых турбинах большой мощности, ввоз которых в Россию запрещен».

Компания активно ведет разработку и планирует к 2025 году запустить серийное производство таких машин. А с 2025 года предприятие намерено ежегодно изготавливать по 10 стационарных газотурбинных установок мощностью до 170 МВт.

«В целом инжиниринговый блок компании насчитывает порядка трех тысяч человек. Это инженеры, технологи, конструкторы, — рассказал Константин Савичев. — Раньше наши специалисты разрабатывали новые продукты в рамках традиционной структуры заводов, что не всегда было эффективно, поскольку приоритет отдавался текущим проектам по заключенным договорам. В начале этого года мы изменили подход и создали структуру, объединяющую специалистов, фокусирующихся исключительно на новых продуктах».

В результате сегодня инжиниринговый центр разрабатывает продукты по четырем перспективным направлениям: создание новых турбоустановок, ветроэнергетических установок, новых электрических машин, а также оборудования для водородной энергетики.

Интеллектуальные энергосистемы

Об открытии новых возможностей для индустрии говорил и исполнительный директор АО «НПП Радар ммс» Иван Анцев.

«Не надо бояться проблем. Собственное производство микро­электроники РФ позволит закрыть вопрос импортозамещения в различных областях, а многие задачи можно решить благодаря сотрудничеству с дружественными странами, — считает он. — Закрылась какая‑­то часть земного шарика, но другая‑­то сторона осталась открытой. Необходимо лишь приложить усилия и мобилизовать интеллектуальные ресурсы».

Спектр производственной деятельности самой компании широк и разнообразен. В списке разработок метеорологические датчики, метеостанции, интеллектуальные транспортные системы, беспилотные авиационные системы, гидрометеорологические и различные измерительные системы, пожарная автоматика, инновационные технические решения, направленные на создание систем «Цифрового города».

«Теплоходы «Метеоры» не обновлялись около 40 лет. Мы исправили эту ситуацию, создав совместно с «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» скоростное пассажирское судно нового поколения, — привел реальный пример импортозамещения Иван Анцев. — «Метеор 120Р» рассчитан на 120 пассажиро-мест. Он оснащен современными интеллектуальными технологиями, в том числе мультимедийными системами. Искусственный интеллект управляет как инженерными подсистемами, так и системами управления. При этом судно практически полностью собрано из отечественных материалов и комплектующих, за что его справедливо называют драйвером роста для радиоэлектроники».

В сегменте беспилотных летательных аппаратов компания наладила выпуск линейки продуктов вертолетного типа, которые в автономном режиме полностью обеспечивают полет, посадку, движение по маршрутам и выполнение задач. С помощью такого транспорта груз можно доставить за 20 минут вместо пяти часов на машине, в том числе в труднодоступные места.

Ставка на оптоволокно

Больной точкой нашей электропромышленности остается элементная база. К сожалению, компоненты, из которых состоят абсолютно все электронные приборы и устройства, приходится импортировать из‑за рубежа.

«Мы производим печатные платы, на которые ставится элементная база и после этого превращается в конечные изделия — гаджеты и компьютеры, — объяснил гендиректор СПбЦ «ЭЛМА» Валентин Терешкин. — При этом не все выгодно производить в России, так как объем нашего рынка по потреблению гаджетов и персональных компьютеров не столь велик, как в Европе, США и Китае. Поэтому мы ориентированы на все, что связано с потреблением специализированных обслуживающих систем (медицина, космос, самолеты, железнодорожный транспорт и т. д.). Сейчас потреб­ление в данном направлении резко оживилось, нашим оборудованием заинтересовались».

Что касается самой компонентной базы, то в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, начинать с нуля развивать ее производство в России вряд ли экономически целесообразно.

«На текущий момент эту нишу занимает Тайвань, обеспечивая полупроводниками не половину мира, а намного больше, — констатировал младший научный сотрудник кафед­ры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова Виктор Лавриновский. — Производство полупроводниковой техники очень ресурсоемкое, требующее больших инвестиций. Это не масштаб одной страны, а масштаб кооперации стран. Не факт, что мы сможем найти достаточное количество партнеров и рынок сбыта, чтобы конкурировать с Тайванем. Тем не менее это не означает, что не надо развиваться в этом направлении и искать свои ниши. Те же самые широкозонные полупровод­ники уже производят в России. Пока это производство очень дорогое, но со временем ситуация может измениться».

«То, что сегодня стоит больших денег, в перспективе можно будет реализовать другим способом за счет новых научных и технических решений, — подтвердил Валентин Терешкин. — Не исключено, что в перспективе в основе электронных изделий будут не медные полупроводники, а оптоэлектронные системы, которые позволят им выйти на необходимый уровень скорости и частот. А возможно, появится абсолютно новое биохимическое решение, которое будет выгодно развивать с нуля».

Только вот технологов в области тех же печатных плат, которые бы могли сдвинуть отрасль в другую плоскость, очень мало. А многие советские разработки после закрытия и приостановки производств оказались утеряны по причине отсутствия преемственности поколений.

«Тем не менее сейчас у нас продолжают работать над современными конструкциями электрических машин, — обнадежил Виктор Лавриновский. — Для заказчиков, которые не могут использовать стандартные серийные решения, разрабатывают приводы специального назначения. Создают преобразователи и различные технические решения на новой элементной базе».

Остается добавить, что энергетические компании стали активно замещать импортные технологии отечественными еще во время первой волны санкций с 2014 года. Тогда производители начали наращивать выпуск электрооборудования в стране и разрабатывать высокие технологии: электронику, автоматизированные системы управления технологическими процессами, комплексы удаленного мониторинга и диагностики.

На сегодняшний день, по расчетам чиновников, российская электро­энергетика оказалась подготовлена к ограничениям поставок импортной продукции. При этом у промышленности есть временной задел (около двух лет), в том числе в электронно-компонентной базе для обеспечения максимально возможного импортозамещения. Это срок, который энергетика может работать на существующих резервах без потери надежности и качества электроснабжения.


#импортозамещение #Дом журналиста #обсуждение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7269) от 05.10.2022 под заголовком «Возвращая утраченное».


Комментарии