Памятники деревянной архитектуры в Петербурге обретут новую жизнь
Два знаменитых памятника деревянной архитектуры Петербурга - дачу Евгении Гаусвальд на Каменном острове и дачу Василия Громова в Лопухинском саду в следующем году ждут важные перемены. В первой должна быть завершена реставрация, на второй закончены наружные работы.
ФОТО АВТОРА
КГИОП ознакомил журналистов с ходом реставрационных работ на обоих объектах. Дача Гаусвальд является частной собственностью, поэтому все работы проводятся на средства хозяев. Дача Громова - городское имущество, она реставрируется на бюджетные деньги.
Несколько лет назад даче Гаусвальд (на снимке) грозил снос. Нижние венцы сруба поразил белый гриб. Не тот, чем закусывают, а который с удовольствием питается отсыревшей древесиной. Но в этом случае подтвердилось утверждение специалистов по сохранению культурного наследия: самый, казалось бы, безнадежный объект можно спасти при наличии трех условий. Это: желание, средства и квалифицированные реставраторы.
Менее года назад такие пришли на дачу Гаусвальд. Сначала здание накрыли мощным «саркофагом» из стальных конструкций (они пока не разобраны) и профильного листа, чтобы можно было работать, не боясь осадков и ветра. Исследование деревянных и кирпичных конструкций показало, что подлинники можно сохранить на 70 - 80 процентов.
Затем здание было «вывешено» на специальные конструкции, чтобы усилить фундаменты, укрепить его облицовку, сложенную из известняковых плит, а главное - заменить два нижних сгнивших венца из лиственницы и сосны. Их заменили на брус из тех же пород дерева. Причем этому брусу не менее 70 лет. Такая технология «деревянного ресайклинга» впервые применена в России.
Владислав Сысоев, представитель заказчика реставрационных работ, сообщил, что брус был приобретен в Лужском районе Ленинградской области, там сохранились «правильные» деревянные дома. Важно, чтобы брус был вырублен только топором без использования пилы.
Как пояснил Владимир Рахманов, архитектор-реставратор высшей категории, специалист по спасению деревянных памятников, старая древесина не подвержена деформации, новый брус должен вылеживаться 10 - 15 лет, да и технологии его заготовки утрачены.
Важный вопрос: на какое время будет проводиться реставрация здания? Сысоев пояснил для «Санкт-Петербургских ведомостей», что на 1916 год. Здесь необходимо кратко вспомнить историю дачи Гаусвальд.
Она была построена в 1898 году по проекту архитекторов Василия Шене и Владимира Чагина и считается самым ранним образцом модерна в Петербурге. В 1910 и 1916 годах здание расширяли и не очень удачно. Во-первых, была нарушена проветриваемость деревянных стен. Кстати, сейчас между новыми нижними венцами и фундаментом будет оставлена технологическая «щель». Во-вторых, вероятно в целях экономии, использовались простые доски, которые время не пощадило. К этому добавились пробивки отверстий для инженерных коммуникаций времен, когда здесь работали 3-я детская колония имени Луначарского и санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода...
Теперь веранда 1916 года будет воссоздана с помощью современного клееного бруса. Сысоев показал историческую окраску «концов» балок, которые первоначально выходили наружу, а потом оказались внутри. Она была оливковой, именно в такой цвет будет выкрашена дача. Во внутренней отделке будет воссоздана историческая технология «штукатурка по войлоку и дранке». Когда деревянный сруб дает осадку, войлок предохраняет штукатурку от трещин.
Сысоев пояснил также, что частная собственность позволила заказчику не нанимать генподрячика, а самому находить нужных специалистов - от историков до рабочих. В реставрации участвуют более десяти фирм. Что касается стоимости работ, то «они не дороже, чем строительство на Каменном острове аналогичного по площади здания из железобетона».
По источникам, назначение дачи - резиденция компании «РУСАЛ», чтобы ее владельцы, приезжая в Петербург, могли не пользоваться отелями.
Что касается другой исторической постройки - дачи Громова, то ее к сносу никто «не приговаривал», но несколько лет назад стало очевидно: или запуск комплексной реставрации, или памятник будет утрачен. Противоаварийные работы начались в 2015 году, они показали, что деревянные конструкции и здесь можно сохранить.
В прошлом году отреставрированы сруб, балки, крыша. Сейчас идут работы на западном и южном фасадах, включая реставрацию окон и обшивки. В 2018 году городской бюджет выделил на реставрацию дачи Громова около 64 млн рублей. Такая же сумма запрошена КГИОП на будущий год, чтобы в 2020-м взяться за интерьеры. Тогда будет решаться вопрос, на какое время их реставрировать. Пока законсервированы росписи середины XIX века на потолках в разных залах, которые проступили сквозь трещины в более поздней лепной штукатурке. После завершения всех работ на дачу Громова сможет вернуться ее последний пользователь - молодежно-подростковый клуб Петроградского района.
...Подводя итоги осмотра двух дач, Сергей Макаров, председатель КГИОП, сообщил, что всего в Петербурге насчитывается 296 деревянных памятников. Порядка 40 процентов из них нуждаются в реставрации. Кроме выяснения, с каких начинать, необходимо решить проблему дальнейшего использования. Одни памятники надо оставить как госсобственность, другие продать, третьи включить в городскую программу «аренда за 1 рубль». Готовятся пилотные конкурсы по этой программе для дач Людомира Змигродского и Николая Кочкина (обе - в Сестрорецке).
Полную картину состояния деревянной архитектуры Петербурга должна показать программа ее сохранения, которую по заданию КГИОП разрабатывает «Студия 44» Никиты Явейна. Срок сдачи - декабрь 2018 года.
Материал был опубликован в газете под № 126 (6235) от 16.07.2018 под заголовком «Возрождение под саркофагом».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6235) от 16.07.2018.
Комментарии