Война за молодые умы

До сих пор считалось, что Сирия, Ирак и Ливия от нас очень далеко. И что неспокойные регионы, в которых могут проживать граждане, сочувствующие идеям «Исламского государства» (организация, запрещенная в РФ), в последнее время достаточно хорошо контролируются силовыми структурами. Случаи вербовки будущих боевиков эмиссарами «халифата» из числа петербургских мигрантов мы успокоительно полагали единичными, тем более что и статистики – даже приблизительной – никто до сих пор не озвучил. Вот и не били мы в колокола. Слишком долго не били.

Война за молодые умы | ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Вербовка через соцсети

Российские мусульмане воспринимаются террористами как один из основных поставщиков боевиков-джихадистов, так что пропаганда со стороны ИГ на территории РФ, и прежде довольно бойкая, еще более активизировалась.

Война за молодые (средний возраст завербованных – 23 года) неокрепшие умы идет без выстрелов и манифестаций, без осязаемого врага и видимых границ, очень тихо и незаметно – через соцсети. Ее ведут профессиональные пропагандисты и пиарщики. Прежде всего это чеченцы-салафиты, переселившиеся на территорию, захваченную ИГИЛ.

– Они обращаются к россиянам на хорошем русском языке, поставляют нужную литературу, делают все, чтобы обрабатываемый «френд» из числа местных сочувствующих уехал туда, – рассказывает о технике оболванивания петербургский политолог Александр Сотниченко.

Была ли Россия готова к новой для себя идеологической войне за своих граждан? Судя по всему, не очень.

В стране действуют тысячи салафитских кружков и отделений радикальной партии «Хизб-ут-Тахрир» (также запрещенной в России). Многочисленные эмиссары ИГИЛ регулярно задерживаются спецслужбами на всем пространстве от Кавказа до Тихого океана. Контролировать интернет-пропаганду и вовсе невозможно: по российским законам, закрыть анонимный аккаунт можно только по решению суда, для чего необходимо чье-то заявление и время – месяц-полтора, не меньше.

«По американским и итальянским данным, в день ИГИЛ создает до 40 тысяч аккаунтов в самых популярных соцсетях – «Твиттер», «Телеграм», «ВКонтакте» и «Фейсбук», – говорит Сотниченко. – И если хотя бы в англоязычном сегменте «Фейсбука» еще действует служба контроля по ключевым словам, то специалистов, которые бы отслеживали дискуссии на арабском, русском или на языках Центральной Азии, нет нигде».


Готовы идти и «на зону»

На минувшей неделе в Петербурге прошло сразу несколько мероприятий для молодежной аудитории, посвященных профилактике стремительно распространяющейся экстремистской чумы. С разъяснительными беседами и лекциями питерские диаспоры готовы идти даже «на зону» к землякам-заключенным, потому что террористическая пропаганда ведется и там.

21 ноября в Санкт-Петербургском Доме национальностей узбекское землячество «Туран» и комитет по межнациональным отношениям собрали полторы сотни молодых мигрантов из Средней Азии для встречи с экспертами и просто авторитетными в среде мусульман людьми. На входе всех снабдили буклетами и дисками под названием «Смута ИГИЛ», исполненными на русском и узбекском языках. В течение двух часов молодежи объясняли отличие понятий «ислам» и «государство» от преступного образования, называющего себя «Исламским государством». А растолковав, вооружили инструкциями, как действовать, если «подозрительные люди предлагают что-то подозрительное». Узбекская община обратилась и к работодателям, привлекающим труд приезжих из Средней Азии:

– Приглашайте к себе представителей диаспор и духовных лидеров, которые смогут объяснить людям лживость и пагубность трактовок Корана, которые проповедует ИГИЛ, – призвал президент узбекской диаспоры Алиджан Хайдаров. – Вместе мы должны уберечь наших людей от этой беды.

По словам Хайдарова, в петербургских вузах учатся около 500 – 600 молодых людей из Узбекистана. Очень много выходцев из Центральной Азии на стройках – в одном «Лахта-центре» работают около 2,5 тыс. мигрантов.


Не исламское
и не государство

Исламский радикализм очень далек от истинного ислама, а между мировыми религиями гораздо больше общего, чем принято считать, – об этом молодежной аудитории рассказал председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль-хазрат Пончаев.

– Деятельность так называемого «Исламского государства» направлена не во имя, а против религии, она дискредитирует ислам, – пояснил он. – И нам сегодня приходится как бы оправдываться за тот вызов, который делается с территории Ирака и Сирии. В Сирии живут и христиане, и мусульмане, говорящие на одном языке. Говоря «Бог», и те и другие произносят «Аллах». Мусульманин по-арабски – человек, поклоняющийся одному Богу, Всевышнему, и опять это относится как к мусульманину, так и к христианину.

Так в чем разница? Прежде всего в том, что ИГИЛ использует людей в политических и корыстных целях, уверен Пончаев:

– В дестабилизации России заинтересованы европейские страны, США и арабо-исламский треугольник – Саудовская Аравия, Кувейт и Катар.

По словам Пончаева, даже среди образованных мусульман в России определенными силами сеется рознь.

При этом, подчеркивает муфтий, государство создает такие условия для верующих, каких никогда прежде не было:

– Столько, сколько сделал для верующих, и в частности для мусульман, президент РФ, наверное, ни один мусульманский лидер не сделал, – заявил Пончаев. – Мечети не разрушаются, а строятся. В нынешнем году мы зарегистрировали Санкт-Петербургскую восточную академию и сейчас подбираем участок, чтобы построить это учебное заведение и духовно-просветительский центр поблизости... – сообщил Равиль-хазрат Пончаев.

По словам муфтия, к разъяснительной профилактической работе с мигрантами готово подключиться и духовное ведомство, предоставив свою площадку. Теперь по пятницам между второй и третьей молитвами на втором этаже Соборной мечети будут проходить лекции, семинары и встречи со специалистами, должностными лицами и чиновниками, которые будут объяснять приезжим особенности российского законодательства, разбирать сложные случаи. Легализация, законность пребывания на территории России – краеугольный камень безопасности мигранта. В том числе и перед лицом вербовщиков ИГИЛ.

– Ко мне уже обращались женщины, чьи мужья уехали из Петербурга в ИГИЛ через Турцию, – рассказал почетный консул Таджикистана Мухаммaдназар Мирзода. – Кто и как их туда отправил, мы не знаем. Знаем только, что они пропали и не имеют связи с близкими... В мире много государств, которые являются исламскими. Но ИГИЛ – это не то и не другое. Не государство, и не исламское. Он – как фашизм, которому нужно противостоять только вместе, всем миром, силами всех по-настоящему религиозных людей.


Техника безопасности

Все понимают: перекрыть источники враждебной пропаганды в Интернете невозможно. Единственный выход – противопоставить ей свою контрпропаганду, раскрывающую суть и истинные цели так называемого «халифата».

– Существует огромное количество свидетельств о прямом нарушении исламских законов в ИГИЛ, – говорит Александр Сотниченко. – Нам следует поощрять активных проповедников традиционного ислама, вступающих в полемику с эмиссарами ИГ и разбивающих их доводы знаниями Корана и Сунны.

Но помимо этого нужно учить людей определенным правилам личной идеологической безопасности.

– Если вас приглашают куда-то, обещают возможность заработать деньги, особенно за рубежом, – моментально сообщайте в полицию, – убеждает молодых земляков Алиджан Хайдаров.

В такую перспективу верится, увы, с трудом: наши мигранты, даже легализованные, как правило, стараются обходить людей в погонах стороной и пореже попадаться им на глаза. Эту проблему понимают все.

– Если боитесь полицию, приходите в любую диаспору – мы сами анонимно сообщим «силовикам», – советует Хайдаров. – Главное – реагируйте быстро. И сами не входите в контакт с подозрительными лицами.

Не стоит опасаться общения со специалистами Центра по противодействию экстремизму (центра «Э»), заверил присутствовавший на встрече его сотрудник:

– При обращении в наш центр вам гарантируется полная конфиденциальность и безопасность. Поверьте, ваши мелкие правонарушения не входят в нашу компетенцию и нисколько не интересуют. Если вы услышали, что кто-то из ваших земляков или родных строит опасные планы, предупредите этот гибельный шаг. Не надо ждать, чтобы он позвонил вам из самолета на пути в Турцию, тогда будет поздно. Звоните нам раньше – телефон дежурного (812) 495-35-01.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5596) от 01.12.2015.


Комментарии